Чем человек становится старше, тем менее гибким становится его сознание. Ребенок учится
легко и постоянно, молодой человек - доверчивый и любопытный, хотя уже и упрямый, а
старики готовы воспринимать только то, что согласуется с их картиной мира.
Почему это так? Я думаю, что это потому что убеждения задействуют свободную энергию
человеческого осознания и делают ее жесткой. Когда всю свободную энергию задействовали,
новое становится воспринимать нечем.
Но почему свободная энергия становится жесткой? Что ее удерживает от высвобождения
обратно?
Мне кажется, что ее удерживает связь с телом.
При этом схема такая:
1. человек получает некий опыт - боль, страх, удовольствие и т.д.
(например, ребенок слышит, как отец кричит на мать или на самого ребенка)
2. из опыта он делает первичные выводы, которые чаще всего не осознаются, но выражаются в
подсознательных стремлениях и шаблонах. (Например: нужно копировать отца, он сильный)
3. Далее человек, возможно, по прошествии некоторого времени, обретает какую-то идею.
Если идея не ассоциируется с 1 и 2, то человек к этой идее относится легко и отстраненно.
Может отбросить ее, она не занимает ресурсов его сознания (например, то, что мы изучаем на
некоторых курсах в институте). Но если идея каким-то образом зацепляет что-то из архива 1
и 2, то она остается с человеком (например, "если я буду считать, что во всем виноваты
политики, я буду похож на своего отца") и занимает часть его ресурсов осознания, делая их
жесткими.
4. Потом он может обретать еще другие идеи, которые связываются с уже укорененными идеями
и тоже остаются. (В нашем примере получится, что все политические взгляды данного человека
опосредованно оказываются завязаны на детский опыт с отцом, и если пытаться переубедить
человека в его полических воззрениях, ничего не выйдет, потому что эти идеи удерживаются
на месте вовсе не разумом, а телом.)
Собственно, если взять какую-то идею, которая нам дорога, то можно раскопать, какой
первичный опыт ее в нас удерживает, хотя порой и кажется, что идея сама по себе.
У детей опыта мало, поэтому и идеям не на чем держаться, поэтому и свободных ресурсов
много. С возрастом опыта становится больше, и он связывает все больше свободных ресурсов.
Вообще говоря, опыт - дело хорошее, не так ли? Он позволяет нам быть более
приспособленными к жизни, знать, чего можно ожидать от тех или иных ситуаций, действовать
быстрее и адекватнее. Но с другой-то стороны, он связывает свободные ресурсы, не оставляя
нам к старости ничего для новизны и свежести восприятия.
Какие выводы из этого напрашиваются? Частью надо пожертвовать. Каким же образом
пожертвовать? Забыть, что ли? Нет, я думаю: разорвать связи убеждений с опытом. И
первичных выводов с опытом. Причем начать надо с травмирующего опыта, потому что он
связывает больше ресурсов. Не надо разрушать вообще все связи, у нас есть и полезные
навыки.
Процесс высвобождения ресурсов затрудняется тем, что в нас все очень взаимоувязано. Одно
тянет другое, и так целый воз, конца-края не видно. Одну связь разорвешь, а соседние потом
ее восстановят.
Мне кажется, что закреплять ресурсы в свободном состоянии можно особого сорта убеждениями
- а именно, верой в себя. Если мы разорвали связь с опытом, т.е. отказываемся от поддержки
собственного опыта, то что же нам поможет в ответственной ситуации вместо него? Ответ:
понадеемся на свою спонтанность, на свою силу, на свой ум. Не на опыт, а на спонтанное
решение возникающей задачи.
Отсюда следует и мера того, от чего мы откажемся, а что оставим себе.
Для того, чтобы лучше во всем разобраться, вот вам упражнение.
Возьмите какую-то сферу жизни, где вы не очень-то эффективны. Вспомните весь опыт,
который связан с этой сферой - начните с нынешнего времени и возвращайтесь в прошлое.
Постарайтесь определить, с чего все начиналось и с чем оно тогда ассоциировалось.
Например, у вас вечный бардак на столе. Вспоминаете, как у вас был бардак вчера, месяц
назад, пять лет назад и т.д., как он был у вас в детстве. И вот самые ранние воспоминания:
у вас на столе бардак, а мама ругает и велит убрать. И неубирание ассоциируется со
свободой, с независимостью. Рождается связка: "я не убираю со стола" = "я независимый, я
свободный". Это очень ценный опыт - первая независимость, первое проявление собственной
воли. Соответственно, и обратно: если я буду убирать со стола, я перестану быть
независимым, а мне независимость очень нужна.
Следующий шаг: вы определяете, где, в каких ситуациях вам необходима поддержка ТОГО
САМОГО опыта. И можете ли вы в этих ситуациях рассчитывать на свою силу, на свою
спонтанность, отбросив тот опыт.
Например, вы определяете, что независимость вам нужна в отношениях с женой (мужем), с
начальником, с обществом. Посмотрите, можете ли вы рассчитывать на себя, на свои свободные
ресурсы для осуществления этой независимости, если вы откажетесь от опыта бунта с уборкой
стола. Достаточно ли вы уверены в себе, чтобы решать проблемы в отношениях, не задействуя
заваленный стол? Если да, то вам становится все равно, завален стол или нет, и у вас нет
протеста против того, чтобы его убирать.
Если же в данный момент вам недостаточно сил, чтобы решать рассматриваемую задачу, то
определите, что мешает вам быть уверенным в себе. Какие навыки, какие ресурсы позволили бы
вам рассчитывать на свои силы в данном вопросе? Если вы обретете эти ресурсы, вы сможете
отпустить опыт, связывающий вас, делающий жестким ваше восприятие и осознание.
Разумеется, я привела всего лишь маленький частный пример, у вас может быть совершенно
другой опыт. Попробуйте со своим.
Ужасно грустно видеть стариков, которые когда-то были умными людьми, а теперь талдычат
одно и то же и неспособны понять ничего нового. Хотим ли мы такой участи или будем
освобождать себя и свои ресурсы?