Практика lucidy dreams в разных мировоззренческих контекстах

Dreams lucidi чаще всего рассматриваются в определенном мировоззренческом контексте. Назову здесь четыре:

1. "Кастанедийская" магическая практика (сновИдение). У КК речь идет о контролируемых снах. Имеется в виду отнюдь не контроль над сюжетом сна (как это понимается, к моему удивлению, многими) а контроль внимания, т.е. сохранение осознанности ("это - сон") и сохранение самого состояния сна. Говоря проще, знать, что ты - во сне, и при этом продолжать видеть сон, - это и есть тот балланс внимания, который контролируется. Говоря языком КК - удержание ТС в определенной позиции. До отрадного появления в речи отечественных сновидцев термина "люцидные" (взятого из иного контекста) чаще использовалось громоздкое слово "ясно-сновидение"(в газетных объявлениях превращавшееся корректорами в ясновидение). Методики, описываемые в книгах КК, не выстраиваются в разветвляющееся дерево, поэтому место среди них сновИдения все время как бы меняется: то оно рассматривается в паре с искусством сталкинга, то становится основой любых манипуляций с ТС, то кажется чем-то эпизодичным. Методики, щедро расбросанные в книгах КК, взаимосвязаны в некотором какбы гипертексте. "Войти" в его лабиринт можно через любое "окно", но, на мой взгляд, сновИдение в качестве "титульной страницы" этого гипертекста имеет преимущества перед любым другим описанным КК опытом.

2. Контекст трансперсональной психологии и психотерапии: у нас это прежде всего - книги Патрисии Гартфилд и Стивена Лаберже. Какими бы чудесными ни были dreams lucidi, они снятся в обычном, лишенном какой-либо магии мире. Мир понятен, полон проблем, с которыми может помочь разобраться практика люцидных снов. Можно проверять наяву "не во сне-ли я?", но это - только упражнение. Само собою разумеется - не во сне. Использование dreams lucidi в психотерапии (Danya C. MacKean, http://www.sawka.com/spiritwatch/mackean.htm) становится не в последнюю очередь мощным аргументом при получении грантов на исследования, оккультные версии для "нормальных ученых" оказываются досадным и компрометирующим саму тему снов вторжением. Корифеями в области LD-терапии остаются LaBerge и его коллеги по Lucidity Institute - Lynne Levitan, Ursano, Fullerton, McCreery, Green и др. ( http://www.lucidity.соm). К сожалению, после запуска в производство созданных институтом Лаберже приборов NovaDreamer и DreamLidht, публикации института, как и многих единомышленников Лаберже в других организациях ( home.earthlink.net/~izone/ldid.htm), все чаще несут рекламно-коммерческий характер. Тем не менее имя LaBerge может быть вписано в историю изучения LD большими буквами. Материал, собранный им, огромен, а его тексты можно встретить даже на чисто "кастанедийских" сайтах. Так, на http://www.cs.ut.ee/~ann_till/kastaneda.html я встретил письмо S.LaBerge и H.Rheingola, датированное 1990 г. В нем, в числе прочего, описаны методы удержания сна: помимо смотрения на руки, это, в случае "побледнения" сцены при начинающемся пробуждении, перенос внимания на звуки и тактильные ощущения (Magallon) и вообще активное вовлечение в сон; смотрение на землю под ногами (Harold von Moers-Mesmer в начале века и позднее - G.Skott Sparrow, - последний как-то во сне шел по ночной улице и поражался яркости звез, потом вдруг осознался - "стал люцидным" - и сразу сон заколебался, тогда он посмотрел вниз на землю и "стабилизировал" сон). Там же приводятся и способы пробуждения (а это, судя по некоторым письмам в фидошной ru.dreams, тоже актуальная тема). Так, Tholey экспериментировал с остановкой взгляда (пристальной фиксацией) во сне. Позднее он обнаружил, что пробуждающий эффект такого смотрения, связанный с "растворением" сна, можно использовать и для создания новой сцены сна. Другой автор, Fariba Bogzaran, называет этот метод "преднамеренной фокусировкой". LaBerge отмечает, что такая фокусировка часто приводит к "ложным пробуждениям". В том же письме мне показалась интересной перекличка с фидошной темой препятствующих полету проводов - LaBerge cчитает этот мотив характерным для городских жителей и добавляет, что при преодолении этих "электрических" препятствий возникает вспышка силы и света. Интересен и описанный там опыт Worsley по созданию в сновидении экрана типа телевизионного, с регуляторами цвета и звука, и всяческими манипуляциями с яркостью и качеством снящегося изображения с помощью этих регуляторов - на сколько мне известно, наши местные сновидцы еще не дошли до такого уровня технического сервиса в своих Lucid Dreams. Кроме профессионалов, внутри этого же концептуального контекста находится и множество энтузиастов от New Age (каковое, будучи эклектичным, самостоятельного концептуального фона LD не создает), использующих в разговоре об LD, например, термины йоги, а в практике - и фрагменты йогического тренинга (например, интересна тема подъема кундалини во время LD - http://www.dreamdr.com/lucid). В их практике, свободной от академической полемики, сильнее акцент на связи LD с высшими состояниями сознания (Bogzaran, Derfler, Gackenbach, Alexander). В отличии от профессиональных исследователей, "независимые" часто рассматривают LD как возможность астральных путешествий ( http://users.gl.hardnet.com.au/lucid/index.htm , http://boardheaven.communitech.net , http://members.aol.com/evelisavior/lucid.html и др.) на их сайтах с темой LD соседствуют OOBE, Astral Projection, Sleep Paralysis и др. феномены, что, с моей точки зрения, является совершенно оправданным соседством. Вместе с тем в этой "виртуальной тусовке" встречается множество людей просто одиноких и несчастных, без сколько-нибудь значимого опыта LD, множество фантазеров и мечтателей, что делает ее объектом постоянного обстрела порнографическим спэмом. Эта категория интересующихся феноменом LD не отграничена резко от огромного колличества групп оккультно-теософского толка, в центре внимания которых именно астральная проекция, а LD рассматривается в лучшем случае как хорошая исходная точка для такого "настоящего" путешествия. Так, на http://www.xsite.ltd.uk/wren/ap.html даже предлагается специальный тест для того, чтобы определить, находитесь-ли Вы "всего лишь" в осознаваемом сне, или "путешествуете астрально": в нем предлагается представить(создать,визуализировать) рядом с собой какого-либо знакомого - если он появится, то Вы во сне, а если нет - то это, очень вероятно, астральное путешествие. Очевидно, авторы теста исходят из понимания LD как таких снов, в которых человек не только помнит, что он во сне, но и легко создает любые декорации. Это заставляет меня усомниться в их компетентности, во всяком случае, применительно к феномену LD, так как (и здесь я с удовольствием вступлю в дискуссию с имеющими иное мнение) для осознаваемых снов много более характерна автономная, независящая от произвола желаний сновидца реальность. Случаи "контроля" содержания сна, управления декорациями очень редки, часто связаны с таким перераспределением силы, при котором люцидность легко утрачивается или поддерживается на некотором ущербном уровне, а еще чаще рассказчики имеют в виду вообще не осознаваемые сны, а грезы в просоночных состояниях, когда чрезвычайно яркие фантазии действительно легко подчиняются желанию. Эти грезы тоже могут далеко завести, как это некогда случилось со Сведенборгом, спонтанно обнаружившим дыхательные методики их углубления. Специфика методик "астральщиков" такова, что они часто вызывают подобные просоночные состояния, иногда очень сильные и яркие, не давая в то же время никакого опыта подлинных Lucid dreams.

3. Контекст "Четвертого Пути" (сюда же можно отнести и многочисленных любителей Ошо Раджниша и последователей Аверьянова). Здесь сверхценность - состояние пробужденности, осознанности наяву. Аверьянов прямо говорит, что осознанность во сне - вещь не обязательная, так сказать, факультативная. Важнее быть бодрствующим наяву. Гурджиев, а в 80-е годы - замечательный психиатр Цзен, - предлагали множество практик "взбадривания" спящих наяву людей. Эти мотивы осознанности как цели очень распространены в самых разных отечественных школах. Можно сказать - модны. Но, как правило, лидеры таких школ имеют индивидуальные "слепые пятна" именно в осознанности. Вообще человеку свойственно преуспевать в понимании проблем, которые прежде всего являются проблемами его собственной психики. Ленивый соня Раджниш никогда не имел опыта ясного сновидения типа описанных КК или хотя бы Лабержем, но именно непрозрачность собственного психического опыта и помогала ему очень остро и изящно ставить проблему осознанности. Особое место в этом же ряду занимает школа "Огненного цветка" Калинаускаса, а вот сам Калинаускас, мне думается, не ограничен этим контекстом.

4. Контекст понимания мира как сна, "майи". Практика тибетских сновидцев. "Йога сновидений" у нас часто ассоциируется с астральными путешествиями, так как именно практики линга-шарира лучше освещены популярной литературой. В действительности "тонкое тело" - такая же иллюзия, как и "толстое", - и именно для понимания абсолютной иллюзорности всех тел и существуют методики, известные у нас как "йога сновидений". Я не нашел в инете сколько-нибудь внятного изложения именно этого концептуального контекста, в котором сама реальность понимается как слои сновидений, - вероятно, такому отношению недостает попсового романтизма и его подлинные носители отнюдь не являются фанатами современных коммуникационных технологий. Неплохая статья "Жизнь -только сон" (Paris Guffey) есть на сайте (кстати, одном из лучших, на мой взгляд, по содержательности и глубине) "Солнечный Ангел" - http://www.sun-angel.com/ - хотя я нашел в ней не совсем то что искал: там описана техника "бдительной релаксации" - все более глубокого физического расслабления при сохранении напряжения сознания, граничащего с тревожностью. Понимание жизни как сна свойсвенно многим гностическим системам. Так, на http://www.inet.com.br/~gnosis/pmn6970.htm говорится об пробужденной осознанности как цели всего существующего. Спят не только человеческие сознания, но и вещи. Сознание же людей может иметь одно из четырех состояний: сон наяву, сон во время сна физического тела, само-осознание и "пробужденное объективное сознание". На мой взгляд, не всегда правильно смешивать практики без учета того контекста, из которого они взяты, и, что еще важнее, без понимания того, в каком контексте мы сами намерены их понимать и применять, внутри какой традиции мы находимся.

Разумеется, практическое действие и конкретный опыт первичны для любого настоящего сновидца, но мировоззренческий контекст, проработанный или неосознаваемый, тоже является частью личного опыта, зачастую определяющей.

Множество неудач на пути сновидений связано с несоответствием подсознательно принятой мировоззренчесской установки и практикой, предлагаемой книгами или учителями. Говоря языком КК, не расчищен "остров тональ". Сознательно выбираемый контекст нужен не сам по себе, а для выстраивания на "острове тональ" некоторого порядка, гармонирующего с практикой и опытом сновидца.

B.K.

(...Продолжение следует)

Вернуться