ВРЕМЯ ПОПСЫ

Золотой песок культуры.

"Сидпа-бардо подобно сновидению, в котором мы помним себя,
- воспринимаемое не существует и не не существует"

"Моя голова там, где Джа"

Еще в раник вестниках Мерлин-клуба я, скажем так, сокрушался по поводу обилия псевдо-медитативных техник, противопоставляя им прозрачную атма-вичару Рамана Махарши, о котором у нас до сих пор либо не знают вовсе, либо путают его с Махариши Махеш - коммерсантом, придумавшим своего рода "упрощенную медитацию для западного человека", так называемую Трансцендантальную, - само слово, применительно к медитации бессмысленно-избыточное,- тоже - требование Западного рынка.

А медитации Рамана Махарши так и не обрели популярности среди многочисленных отечественных "йогов", предпочетающих играть многоцветными визуализациями, прислушиваться к свербению чакр, раскрывать третий глаз или даже погружаться в мутные воды "Живой Этики". Почему? Причина первая - они слишком просты в изложении и требуют подлинного намерения в практике. Вторая - простота адвайта-веданты парадоксальна, она как бы содержит в себе собственное отражение, умножаясь в нем до такого уровня сложности, каковой может либо быть задействован в живом медитативном опыте, либо заставляет сознание спрятаться, уйти, снять парадокс в защитной реакции смеха.

В самом деле, вот как примерно можно описать медитативное усилие у МР: "Что такое Я? кто во мне задает этот вопрос? Я? Но что такое этот Я, который спрашивает?". Это похоже на тот эпизод из Пелевинского "Чапаев и пустота", где гуру Чапаев спрашивает ученика, где весь мир. "В моей голове", -отвечает тот. "А голова где?" , - и все нарастает, пока разнерничавшийся ученик не брякнул: "нигде!", - "Правильно!", - одобряет сразу же Чапаев. Это очень тонко и точно, но у Пелевина парадокс выгорает в смехе, не становясь медитацией. И дело вовсе не в том, что мудрый автор "Жизни насекомых", "Затворника и Шестипалого" и замечательного некролога КК, помещенного и в нашей библеотеке, "не претендует" что-то открыть читателю, предпочтя просто скрасить досуг какого- -нибудь "несостоявшегося воина", а в диктате спроса, в самом духе "фельетонистической эпохи". Умберто Эко призвал пост-модернизм к читабельности, - у Пелевина в жертву читабельности принесено все. Кто-то из писавших о нем восторженно отмечал, что Пелевин анекдот превращает в притчу. Увы, все совершенно наоборот. Притча вообще всегда легко превращалась в анекдот, суфий Ходжа Насреддин - в простого мошенника, вера - в смешное суеверие, а волшебство - в игротехники с байками у костра. В современной России считающих себя дзен-буддистами, вероятно, больше, чем во всех странах Азии вместе взятых, - но отнюдь не от избытка устремленности к "Внутренней Монголии", и пустота, в которой "убивают время" многочисленные "чапаевцы" - это, конечно же, не "Пустота Дао", а именно пустота убитого времени.

"Я" как единственная реальность, которая тоже - нереальна, мир как сон, - все это идеи, схваченные интеллигенцией в 60-х - 70-х, но оставшиеся вне попсовой псевдо-эзотерики 90-х. А интеллигенции что с такими идеями делать? Посмаковать немного да бросить в огонь собственной иронии, принести в жертву всепожирающему интеллектуальному эстетству.

"Слишком рано для цирка" - это прошло. Постомодернизм эпохи тотального кризиса сказал "Пора!"

На самом деле меня мало волнуют пост-модернисты или даже распространение медитаций Рамана Махарши, еще менее я имел целью высказать свое отношение к Пелевинскому бестселлеру. Моя цель - обратить ваше внимание на самого утонченного из снобов, самого породистого из интеллигентов - летуна, живущего в каждом из нас.

Всем практикующим известно, сколько мелочных препятствий возникает при попытке серьезно заняться медитацией. Многие из них легко опознаваемы, что облегчает их преодоление, - лень, всякое индульгирование в жанре "а зачем?", невесть откуда выскочившие дела и заботы и т.д. Кто-то сказал, что то, что называют медитацией - это только упражнение, а медитация - это способ жизни. И вот здесь, при попытке восприятия "отменить" мнимую очевидность реальности реального и нереальности нереального, и вылезает самый коварный трюкач ума - культурный эстет внутри нас, которого в иных ситуациях днем с огнем не сыщешь.

Что с ним делать? А ничего. Просто не позволяйте ему верховодить. Это - гордое дитя нашего чувства собственной важности, дитя одаренное и холеное. Наблюдайте за его играми в песочнице мелких дел, но не залезайте сами в эту песочницу. Даже если это золотой песок культуры - это песок, и все построенное на нем будет построенным на песке.

Вернуться