Эзотерика в современной культуре

В духовном вакууме, образовавшийся в России после краха советской идеологии, служившей своего рода "народно-государственной религией", множество дюдей повернулось в поисках жизненных ориентиров к оккультизму в самом широком смысле этого слова. Появилось огромное количество публикаций по "эзотерике", разумееется, никакого отношения к эзотерике не имеющих.

В период создания Мерлин-клуба (октябрь 1992 года) мы ставили перед собой, в числе прочих, и такие задачи:

1). Изучение проявлений духовного кризиса, выработка психо-социальной диагностики, методик прогнозирования и опережающей коррекции на основе отслеживания массовых интересов к пограничным явлениям;

2). Собирание, сбережение и развитие подлинной психической культуры общества, включая ее эзотерическую составляющую.

Что же такое эзотерика? Проще всего начать с негативного определения: это не то, о чем пишут в книгах с пестрыми обложками. Вообще публикации, имеющие отношение к эзотерической традиции, редкость, исключение из правила. И, как только текст воспринят массовым сознанием, он становится частью профанической культуры, - частью качественной, но уже не эзотерической. Массовое сознание склонно проецировать на любое описание концепций или мистического опыта свои страхи, надежды, суеверия, свою потребность в заведомо ложных ответах на неправильно задаваемые вопросы.

Не имея возможности остановиться здесь на определении эзотерики подробнее, я надеюсь, что эта тема высветится с разных сторон в данной рубрике постепенно, а пока ограничусь такой метафорой: истинная эзотерика - это даже не сумма некоторых знаний, это - момент люцидности в сумбурном сне человеческой культуры.

Массовую культуру, официальную и устную, оформленную и "стихийную", можно изучать, отслеживать почти так же, как мы изучаем сны.

Эту рубрику можно было бы назвать "люцидность и культура", или "Культура и сновидения", и, возможно, подобные названия были бы более приемлемыми, так как само слово "эзотерика" сейчас скомпрометировано. Но принципиально важно именно в условиях агрессивного невежества и профанации все же называть вещи своими основными именами, а не искать удобные синонимы.

Вернуться