Трансцендентальная медитация

Или, в общепринятом сокращении, ТМ, - что это такое? Как она связана с другими медитативными системами? Пригодна-ли она в качестве вспомогательного средства на пути Lucidy Dreams? Прежде, чем ответить на эти и подобные вопросы, я помещаю ниже текст, полученный мною более года назад от Православного медико-просветительского центра "Жизнь". Текст, разумеется, выдержан в духе традиционного для нынешней Церкве обличения сектанства, но, вместе с тем, это самый содержательный из встречавшихся мне текстов про ТМ. Так, автору впервые удалось предать гласности сокровеннейшую тайну сообщества Махеш - удивительно простую схему выдачи якобы индивидуальных мантр. Эта схема имеет, на самом деле, исключения, но тем не менее она достаточно точна.

From: orthomed@glas.apc.org Date: Sat, 20 Sep 1997 15:44:54

ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ (ТМ)

В России она распространена весьма и весьма, и чем дальше, тем больше. В Щелково есть даже завод трансцедентальной медитации , который выпускает печенье и сухарики. Называется "Махариши". Где написано "Махариши" - не брать, братья и сестры, это идоложертвенное.

"ТМ" одно из типичных движений, поэтому стоит поговорить о ней отдельно, тем более оно распространено, как мало какая другая группа. Дело в том, что другие секты добиваются религиозного статуса, а трансцедентальная медитация нет. Ее организатор Махариши Манеши Йоги избрал другую тенденцию : он всячески от этого отказывается и говорит, что это не религия, а исключительно научный метод, научно-медицинский метод, который помогает человеку расслабиться, увеличить свой внутренний потенциал, улучшить здоровье. В студенческих городках есть надписи типа: "как получить кайф без наркотиков, приходи на трансцедентальную медитацию". Одним словом только самоуглубление и внутреннее познание себя. Все "научно" обосновано. Они любят приводить всякие таблицы и графики, что, например, в городе Цинцинати , штат Огайо кривая преступности была вот такая, а теперь она ниже, потому что там начали медитировать.

Как происходит инициация "ТМ"? "Это научный метод" - говорят они. Когда человек заинтересовался, то ему говорят: "Прослушайте первую беcплатную лекцию", где как раз чертят графики и показывают, как замечательно это действует на человека. Если хотите заниматься, то приходите туда-то для церемонии начала занятий. Принесите с собой какой-нибудь фрукт, чистый белый платок и несколько цветочков. И вот вы приходите в полутемную комнату, где стоит алтарь у стенки, на нем стоит портрет бородатого индуса - это гуру Дев - духовный отец Махариши Манеши Йоги, основателя трансцедентальной медитации. Перед ним горят палочки с благовониями, курится дым, горит свечка. Вам говорят: "Расстелите, пожалуйста, ваш платочек, положите туда ваш фрукт перед портретом. Сейчас будет "индийский фольклор". На коленях стоит ваш учитель и вручает вам ваши цветы ( в индуистской традиции стоять, держа в руках цветы - молитвенная поза). Итак, не зная ни о чем, вы встаете в молитвенную позу. Потом гуру начинает бормотать на санскрите что-то длинное и непонятное. Вам говорят, что это некая индийская народная песнь, но это молитва гуру Деву, воплощению индийских божеств, и вы принимаете в ней участие /*1./

В какой-то момент он манит вас к себе и что-то тихо-тихо шепчет; вы наклоняетесь, - но все равно не слышно, наконец вы становитесь рядом с ним на колени и тогда он шепчет вам так называемую мантру /*2/. (Эта "тайная" мантра была ему открыта только для вас и никто другой ее не знает и никому другому ее открывать нельзя, потому что она может иметь смертоносный эффект, если кто-то ее узнает)/*3/. Незаметно для себя вы помолились этому гуру Деву и стали перед ним на колени, и он принял ваше приношение - вы приняли участие в языческой церемонии. Эту мантру для начала надо повторять 20 минут утром и 20 минут вечером/*4/. Повторяя эту мантру, вы добьетесь положительных результатов: улучшится ваше здоровье, ум, получите кайф без наркотиков и вообще из этого кайфа выходить не будете. И вокруг вас все станет лучше и преступник, который захочет вас ограбить, споткнется и упадет. Если все начнут медитировать, то во всем мире наступит благодать и процветание. Мантра дается по возрасту. Есть специальная таблица, поэтому эту невероятно тайную мантру легко узнать. Подходишь к человеку и спрашиваешь, в каком возрасте он пришел в трансцедентальную медитацию. Открываешь таблицу, смотришь и говоришь ему мантру.

NN Возраст втупленияв ТМ Мантра NN Возраст втупленияв ТМ Мантра
1 4-10 ing 9 24-30 shiring
2 10-12 im 10 30-35 shirim
3 10-14 inga 11 35-40 hiring
4 14-16 imma 12 40-45 hirim
5 16-18 aing 13 45-50 kiring
6 18-20 aim 14 50-55 kirim
7 20-22 ainga 15 55-60 shyam
8 22-24 aima 16 60- shyama

Обычно это производит на человека потрясающее впечатление. На самом деле все мантры - это вариации вокруг имен индийского божества и текст, читаемый при посвящении, это типичная индийская молитва/*5/.

Трансцедентальная медитация началась как движение в 1959 году, когда бородатый гуру из Индии приехал в Калифорнию. Он тут же зарегистрировал религиозную, некоммерческую организацию, которая называлась "Фонд духовной регенерации". Этого человека звали Махариши Манеши Йоги. Он был учеником известного гуру Свами Брахмананда Сарасвати Махахараджи, более известного обычно, как гуру Дев. Свами - это святой, а гуру - учитель. Гуру Дев был личным гуру первого президента индийской республики. Махариши Манеши говорит, что был лучшим учеником гуру Дев. Перед смертью гуру Дев призвал его к себе и сказал, чтобы он изобрел новый способ медитации, который был бы прост и доступен любому человеку. Чтобы каждый человек смог достичь блаженного осознания "Абсолютного бытия". Махариши отнесся к этому очень серьезно. Он отправился в Гималаи, заперся в пещере и просидел в ней 2 года. Потом вышел и объявил о создании этого нового метода. Стал ездить по Индии и проповедовать этот новый метод. В Индии это не привелось - много гуру, большая конкуренция. Он поехал в Калифорнию, где очень легко можно всего добиться, тем более на западе стала возрастать популярность восточных учений. Поначалу в Америке дела у него не шли до тех пор, пока он не вышел случайно на певца из группы Битлз Джоржа Харрисона. Ему это очень понравилось, потому что в это время он изучал восточные религии. После этого дела пошли. Трансцедентальной медитацией начала заниматься вся группа Битлз, потом группа Роллинг Стоунз, потом известная актриса Ширли Маклейн и разные другие голливудские звезды. Неожиданно Махариши стал звездой первой величины. Про него все слушали в новостях, но методы которые он разработал были дорогостоящими и все-таки сложными. Джордж Харрисон, Джон Леннон могли это оплатить, а какому-нибудь Билли Джонсу это было не по карману. И поэтому его популярность как взвилась так же резко и упала. Тогда Махариши понял, что заходит не с того конца.

Теперь он засел не в пещере, а в отеле в Калифорнии и переработал всю свою программу, все религиозное оттуда убрав. Религиозный фонд был закрыт. Была основана новая организация: "Международное студенческое общество медитации". Общество и его объединения были основаны возле всех студенческих городков. И вот тут он попал в "жилу", потому что среди студентов было повальное увлечение востоком. То, что он предложил, не было религией, все было построено исключительно на психологических терминах/*6/. Он подчеркивал не духовную значимость всего этого, а конкретно материальные выгоды: отметки улучшатся, работу хорошую найти и все что нравится студентам. Он подчеркивал, что это все ничего общего с религией не имеет, что это научный метод. Через несколько лет у него уже было 6 тысяч учителей и 20 млн. долларов годового дохода.

Что же привлекает людей в "ТМ"? Легко научиться этому методу, от нее вы можете получать наслаждение. Она обеспечивает вас глубоким отдыхом, необходимым для динамичной работы, она улучшает ясность вашего восприятия, улучшает творческий ум, расширяет ваше осознание действительности, она обеспечивает полное развитие личности естественным путем. Махариши Йоги хорошо изучил рынок: в то время был моден отказ от всего искусственного. И он предлагает миру глубокий естественный путь, найденный в пещере, в Гималаях. И главное, он все время повторяет, что все очень просто: 20 минут утром, 20 минут вечером вы повторяете свою мантру. В их "агитках" можно прочитать еще, что "ТМ" практикуют во всем мире: ее практикуют пилоты, премьер-министры, домохозяйки, строители, лесорубы, ученые, все, все и все. Вообщем, совершенно не похоже на типичную индийскую философию. Пресловутый маркетинг и реклама здесь сделаны очень и очень хорошо.

Каково понятие Бога в "ТМ". В начале, когда Махариши только приехал в Америку, он говорил о некоем Абсолютном Бытии. Но для Америки это был слишком религиозный термин, поэтому он от него отказался и заменил его на Творческий Разум. Это уже было вполне похоже на научный термин, но для Махариши это был синоним бога. Абсолютное Бытие, Творческий Разум и бог - это синонимы. Бог - это все, это безличная сила, которая пронизывает все в этом мире. Он отождествляется всем вещам в этом мире (и человек, и клоп, и здания, и речь человеческая, и разум, и мысли, и эмоции и т.д.). Бог - это больше природы, это и сама вселенная и та сила, которая стоит за вселенной. Бог есть все, но не зло. Зло из системы Махариши выпадает. Поэтому в его системе совершенно не разработано, что есть и откуда оно является. "Я есть - То, ты есть - То, все это - это То, есть только одно То и ничего нет больше Того". Это одно из лучших определений Бога у Махариши. Бог - это не личность. Это типично пантеистическая система. Все, что говорит Махариши, укоренено в индийских писаниях. Чтобы пояснить его учение о боге, нужно ввести еще два термина. Прана - это некая направленность Бога на творчество, внутренняя сила в самом боге, которая побуждает его к творчеству. Сам бог не может не творить. Прана - его неотъемлемая часть. Он сравнивает Бога с океаном, из которого постоянно вытекает бесконечное разнообразие жизни. В невидимой форме - это ум, а видимой - это материя. Карма - это формирующая сила, которая определяет все бесконечное разнообразие бытия. Если бог - это океан, то карма - это та сила, которая действует внутри океана, которая творит волны, и каждая волна имеет свою форму. Карма - это действие. Это - то, что заставляет жить (жук рождается и умирает, человек рождается и умирает - все благодаря карме). У кармы есть цель - ум, разум. У разума тоже есть цель- карма. Что раньше? Махариши отвечает извечным вопросом: что раньше, курица или яйцо; желудь или дуб? Постоянно идет цикл воплощений и перевоплощений. Например, воплотилась душа в жуке и если он вел себя хорошо, то у него есть возможность воплотиться в лошадь; если же он был просто великолепным жуком, то у него есть шанс стать человеком и т.д. Плохой человек может спуститься обратно до жука и т.п. Та же самая карма управляет и богом. Он тоже находится под кармой. Он определяется ей и он не свободен от нее. Здесь приведено понимание праны и кармы согласно "ТМ", в других системах - у кришнаитов, например, эти термины имеют несколько иной смысл /*7/.

Что такое человек согласно "ТМ"? Человек состоит из тела, ума и внутреннего я. Тело есть внешняя оболочка, которая нам дана праной и кармой. Внутри тела находится ум, который не видим, но обладает опытом и может действовать. Внутреннее "я" - это семя бога, т.е. либо безличного "абсолютного бытия", либо "творческого разума", который проявляется в наших видимых действиях. Человек имеет определенные преимущества, т.к. может развить в себе сознание бога. И поэтому пока вы человек, это необходимо делать, клоп этого не может сделать. Тело распадается, а самое важное, внутреннее "я", остается. Если мы осознаем, что жизнь от Бога, который выражается в творчестве, чистоте и блаженстве; если мы это сознаем, то мы вступаем в божественную жизнь.

Согласно Махариши, цель жизни - расширение счастья, и добиться мы этого можем только тогда, когда являемся человеком. У каждого человека есть возможность эволюцинировать к совершенному осознанию Бога. Махариши здесь приводит пять качеств: разум, сила, энергия, творчество, блаженство как высшие качества человека. Заметьте, что ни любви, ни веры, ни надежды, ни терпения там нет/*8/. Наша цель (расширение счастья) помогает возрастить в себе эти качества в полной, чистой форме, т.к. человеческая нервная система достаточно развита для этого. Мы являемся мостом между богом и всей остальной тварью. Наша задача - это приобрести эти божественные характеристики и распространить их на все остальные творения. Махариши говорит, что каждый человек может развить внутри себя эти характеристики, но большинству людей это не удается. Они проваливаются на этом экзамене жизни. У многих это не получается, потому что они безразличны к тому, чтобы воспитать в себе божественную природу. Безразличие - причина всех ошибок и падений человечества. Из-за нашего безразличия, мы не знаем как открыть и достичь Бога внутри себя, поэтому мы не видим подлинной цели в жизни и не можем жить нормальной жизнью, т.е. соединить вместе тело, ум и "я", чтобы они вместе участвовали в естественном процессе эволюции. Эволюция - это те самые воплощения, которые доходят до человека и из которых мы можем вырваться и не воплощаться более ни в жука, ни в камень, и можем развить в себе блаженное осознание Бога. Таким образом, внутреннее абсолютное бытие внутри себя. Нужно развить, расширить в себе, всего себя облечь в него и самому раствориться в этом замечательном безличном бытии. Покуда мы живы, то нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться всеми радостями жизни. В этом сильное отличие от радикальных индуистских сект. Сам Махариши был не против воспользоваться удовольствиями жизни, да и рынок ждал этого. От вас не требуется никаких подвигов, необходимо лишь помнить, что цель не в этом, а в растворении в океане безличного божества. Пока мы люди, мы лучше любого животного, т.к. имеем возможность завершить процесс эволюции. Но есть и карма. Все человечество, как некий единый организм, единая амеба повязано едиными узами. Все наши злые поступки засчитываются. Как камень, брошенный в океан, создает волны, так и наше дело делает волны по всей вселенной без конца, по всему божеству. Когда-нибудь мы получим последствия всех наших злых действий. Но, если мы успели открыть в себе внутреннее абсолютное бытие и уйти в него, то эту кару получают наши ближайшие родственники. Трансцедентальная медитация же создает обратные встречные волны и поэтому волны от злых деяний гасятся, и поэтому улучшается общее состояние мира.

Бог не защищен от тех поступков, которые мы делаем. Чтобы вырваться от всего этого, нужно соединиться общей целью с богом, той, для которой он создал вселенную. Тут то и вступает в действие трансцедентальная медитация.

Для нормального человека есть три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями (глубокое мечтание) и сон без сновидений. Мы не выходим за пределы этих трех состояний. Махариши говорит, что есть еще и четвертая стадия: полное осознание внутреннего"я". Оно наступает тогда, когда вы полностью отсекаете себя от всего внешнего и остаетесь наедине с безличным богом, который находится внутри вас. Махариши говорит, что это та реальность, на фоне которой существуют три первых состояния и называет он ее - состояние чистого сознания. Он говорит, что без его помощи вы этого состояния никогда не добьетесь. Для этого то и нужна "ТМ". Позже вы узнаете, что есть еще и пятое состояние, когда к полному осознанию внутреннего "я" добавляется еще новое осознание внешнего мира. шестое состояние дает новое осознание внешнего мира, но это уже через чувства. Раньше вы познавали все умом, а теперь через чувства. И когда вы прожили уже несколько лет в 6 состоянии, то приходит (за определенную сумму) седьмое состояние. Вы осознаете тончайшую глубину сущности бытия и осознаете абсолютное бытие во всей полноте, осознаете бога. Оно называется единство (в терминах Махариши). Поэтому, если это слово есть в каком-нибудь агит. плакате, можно предполагать, что это "ТМ".

Итак, давайте пройдем по всем этим состояниям и посмотрим, что с человеком происходит. Первое состояние - бодрствование. Мы живем, пользуемся нашими чувствами, нашим разумом, это понятно. Второе состояние - сон со сновидениями или глубокое мечтание. Во время этого состояния мы переживаем вещи, не являющиеся реальностью. Третье состояние - сон без сновидений. Это состояние безсознательное, по-моему. Четвертое состояние - состояние чистого сознания. Вы очищаете ваш ум, вы отказываетесь от всех внешних впечатлений, от всего, что вы знаете. Вы очищаете свой ум для глубокого внушения/*9/. Вы от отключаетесь от мира чувств. Пятое состояние - человек одновременно ощущает реальность и не реальность. Это смешение 1 и 2 состояния, не ощущается разница между мечтой и реальностью. Здесь мне всегда вспоминается история, прочитанная в начале года в газете. Одна дама занималась "ТМ". Учитель сказал, что что все ее чувства полностью ложны. Все видимое надо воспринимать с точностью до наоборот. Дама попала в больницу и насилу выжила, т.к. ее забодал бык. Она посчитала, что это не бык, а добродушная буренка, и решила ее (его) погладить. Это типичное пятое состояние/*10/. Шестое состояние - полное отключение от этого мира. Человек, с одной стороны все видит и чувствует, а с другой - идут чистые галлюцинации. Седьмое состояние - это,наверное, чистое безумие. Начиная уже с 4-го состояния, ваш ум работает без тормозов. Вы уже не являетесь собой. и полностью открыты для всех внешних влияний. Махариши говорит, что нужно полностью сдаться, поклониться и покориться всемогущей силе природы. Это уже не следует и объяснять. Мы все знаем, кто есть князь мира сего, и кому требуется поклоняться. Махариши поясняет, что решить сдаться и сделать это - вовсе не одно и то же. Чтобы сдаться, нужно отказаться от всех мыслей, даже от мысли, что вы хотите сдаться. А делается это при помощи трансцедентальной медитации.

ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНАЯ - от слова трансцент - перейти границы, перейти на ту сторону. Махариши говорит, что нужно осознать абсолютное бытие, но оно находится по ту сторону наших чувств и чтобы его познать, нужно перейти через границу наших чувств. МЕДИТАЦИЯ - процесс концентрации на чем-то. Это когда вы весь свой ум концентрируете на одном объекте, отключаясь от всего остального. Вы полностью отдаете все свое внимание на один объект. Объект этот абсолютное бытие. Но бог далеко и понять его сложно. И для того, чтобы научиться концентрироваться на нем, вам дается мантра, на которой вы медитируете. Вы вдумываетесь в ее смысл, но смысла вы не знаете, потому что она на санскрите/*11/ и вы медитируете только на звуке. Мантры - это имена индийских божеств и вы полностью концентрируетесь на звуках этого имени, отключаясь от всего остального. И через это вы переходите из одного состояния в другое и таким образом, движится творческая эволюция, к которой он зовет. Для христианина это все очень очевидно и все очень пугающе, тем более из-за широкой агитации. Это совершенно не такая секта, к которой мы привыкли. Это школа. Есть множество дочерних предприятий, которые отвечают за ее распространение: международное студенческое общество медитации, Российское общество медитации, Американское общество медитации, Исполнительный совет всемирного плана Фонд творческого разума, международный университет Махариши, который действует в Москве, европейский университет исследований Махариши, многие спортивные организации и т. д. Все это крыша для "ТМ". Этим методам обучают бизнесменов, администраторов, школьников, спортсменов и т.д. Цель свою - распространение "ТМ" во всем мире и поклонение князю мира сего (творческому разуму) - Махариши не скрывал до конца дней своих. И ни к чему нельзя придраться. Если вам это помогает, - значит система верна, а если нет, то проблема в вас - значит вы плохо медитируете. Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.

Комментарии ВК

Я не стану комментировать здесь высказывания, основанные на отождествлении Абсолюта или природы с "Князем мира сего", эта тема достойна отдельного текста. Но некоторые формальные неточности прокомментирую.

/1/ - на самом деле это перечень учителей, которые составляют цепь данной традиции. К ним инструктор ТМ обращается с благодарностью, тем самым выражая свою принадлежность той же цепи. Это в самом деле похоже на молитву, так как в йогической традиции гуру воплощает Бога, независимо от своих реальных качеств. Для любого ученика гуру - Бог. Это, конечно, примитивнее христианского описания апостольской традиции, но не так уж отличается по-существу. Относиться к гуру как к Богу для индуиста совершенно то же, что и для послушника воспринимать все, что скажет старец, или для мирянинаслова исповедующего его батюшки, как не подлежащее обсуждению, истинное указание. В индийской традиции гуру редко обожествляется по-настоящему, как правило, любой индуист прекрасно различает внутри Абсолютного Бога, будь то Шива, Вишну или безимяянный Парабрахман, и своего гуру.

/2/ - в моем случае (а я не склонен считать себя исключением), инструктор просто подошел ко мне, сидящему на стуле, наклонился и прошептал мне мантру. Никто на протяжении всей церемонии не становился на колени, так что автор здесь, вероятно, сгущает краски.

/3/ - опять перегиб. Смертоносный эффект - это уж "от автора". Просто мантра должна погрузиться на тончайший, невербальный уровень, ее необходимо изъять из поверхностного речевого уровня, иначе ее зерно не прорастет. Ее не скрывают от посторонних, ее просто "истончают". В ином случае ее можно было бы сказать своему инструктору - он-то и так "в курсе". Но в том-то и дело, что, однажды произнесенная, мантра навсегда уходит вглубь. Совершенно аналогично - и в традиционнно шиваистском посвящении в манасика-джапу, например, у Джйотирананды. С другой стороны, чужую мантру действительно можно использовать для контакта на тонком уровне. Так, во время сеансов "медитативной синхронизации", в которых участвовали в 1992-1993 гг. люди из разных городов, я всегда чувствовал участников, которым дал мантру сам, - во всяком случае, я мог совершенно определенно знать, участвует человек в сеансе или "прозевал время". Позже из такого "слушания" родилось некое подобие "чтения мыслей" - воспринимаемых как шум с теми или иными характеристиками.

/4/ - отнюдь не просто "только повторять", хотя в некоторых иных вариантах джапы, действительно, главное - механический повтор. Но в ТМ необходимо от внутреннего произнесения перейти к "думанию мантры", совершенно лишенному формы. Помните трюк, который придумали пацаны в фильме "Однажды в Америке" с контрабандой? Мешки соли при появлении таможенников тянули товар на дно, а спустя пару часов соль растворялась, товар всплывал и удачливые контрабандисты забирали его снова. Вот мантра ТМ и является таким мешком соли для нашего самоосознания.

/5/ Действительно, школа Махеша - это халтура и в очень большой мере профанация манасика-джапы. Шиваитская традиция, которой формально принадлежал и сам Махеш, подразумевает определение индивидуальной мантры по точному времени рождения, то есть в соответствии с уникальным гороскопом, в зависимости от взаимодействия в нем стихий огня, земли, воды и воздуха. До того, как ТМ превратилась в конвейер, мантры и в этой ветви традиции выдавались индивидуально, с учетом сложного орнамента сил "кафа"(земля), "пита"(жар) и пр. А даже родившиеся в один день имеют разную структуру стихий.

/6/ Увы, скорее - в терминах математики и физики, так как сам Махеш - физик.

/7/ Махеш просто действительно заменил слово "шакти" на прану. Во-первых, последняя более известна по популярной литературе о йоге, во-вторых, действительно, выглядит "научнее", вполне в стиле "биополей", в то время как шакти - не только энергия вообще, то есть не только прана (кстати, прана-то и у кришнаитов та же, различия тут смыслового нет), но и энергия Шивы, олицетворяемая его женской ипостасью - Шакти, богиней Кали. Соответсвует "Змеиной силе" в кундалини-йоге и "пракрити" в классических системах Патанджали и Капилы.

/8/ Это так. В Индии существует несколько путей к одной цели, применимых к людям разного психического склада. Так, бхакти-марга требует именно любви и веры как непременного условия - нам она известна по одной ветви, а именно - по кришнаизму. Джняна-марга, которой принадлежал, кроме Махеша, и основоположник традиции Шанкарачарья, требует только медитативного постижения, "остальное приложится". В условиях индуистской культуры человек со временем "пристает к своему берегу", оставаясь в рамках общей традиции. (Кроме того, есть и внутренне целостные пути, как классическая йога Патанджали). У нас ситуация иная: не случайно те, кто уходит из ТМ, становятся либо христианами, либо кришнаитами (редко), либо последователями любвеобильного миллиционера из Минусинска (как это произошло и с моим инструктором ТМ).

/9/ "для внушения" - это очевидная нелепость, и я оставлю ее без комментариев.

/10/ с дамой понятно, - ей наверняка приходилось лежать в больнице и до занятий ТМ. В истинном "пятом состоянии" действительно человек свободен от сна реальности. Он может делать все, как и во сне, - все необъяснимые феномены пьющих расплавленное олово даосов, ходящих по воде и огню и проч.- это внешнее проявление пятого состояния. Когда дон Хуан пошутил над Карлосом, "устранив" из реальности его автомобиль - это тоже пятое состояние. В то же время я очень сомневаюсь в возможности достичь этого состояния в "усеченном" варианте медитативного пути типа.

/11/ Условный смысл действительно не играет роли, мантрой может быть теоретически любое слово, изъятое из повседневного общения. Но и незнание смысла не является необходимым - все мантры довольно легко перевести. Моя, например, означала золотистое сияние "зародыша", из которого, согласно Упанишадам, возникла вселенная. Но с тем же результатом она могла бы означать и средство от тараканов. У сновидцев есть уникальная возможность получить свою дейсвительно личную мантру в сновИдении, или сделать спонтанно выбранное сочетание звуков имеющим силу, использовав его во сне для сохранения контроля или, например, управления полетом, перемещениями и проч.

P.S.

Кастанедийцы непременно даже в таком описании найдут кое-что знакомое,- например, "недоступность для мира и открытость Силе". Это - мощь стоящей за ТМ реальной традиции веданты и шиваитского практического мистицизма. Но вот так-ли уж универсальна ТМ - - другой вопрос. Некое подобие, "прообраз" недоступности она дает, а вот от Силы скорее прикрывает.

ТМ очень хороша для начинающих. Она помогает создать постоянную "зону покоя" внутри и, не являясь полноценной медитацией, может послужить незаменимым средством получения предварительных навыков медитирования. ТМ можно очень хорошо использовать как исходный фон для медитаций сатипаттхана или атма-вичара, для подготовки к тратаке (например, к ее чисто сновидческой разновидности - всматриванию в темноту), для настроя на сновИдение и т.д.

У практикующих только ТМ может уменьшиться количество снов, они слишком защищены. Все, говоря языком Федора, "дыры", закрыты. Но при подключении других методик внутренняя мантра становится средством контроя во сне, возможно, самым надежным из известных мне. Ну, а если Вы хотите получить мантру, имеющую силу стоящей за ней системы, но не попасть в магическую зависимость от традиции (это ведь ого-го какая проблема для перепросмотра!) - сделайте при посвящении что-нибудь столь же магическое, благо в мире "сцепок" не сложно найти "противовесы" (я так и поступил, но Вы уж потрудитесь сами подобрать свой собственный рецепт).