ГРАНИЦЫ И ДОРОГИ Попытка обобщения ПРЕДИСЛОВИЕ В нашей группе перед сновидцами ставилась задача: увидеть во сне реку и любым способом преодолеть ее, достичь другого берега с сохранением осознани Язык снов засорен образами видеофильмов, мотивами книг и даже элементами компьютерных игр, не говоря уже о том, что индивидуальные особенности быта и мелочи забытых эпизодов дня также становятс материалом, из которого сон пытается слепить некую смысловую целостность. Прежде чем работать со снами в группе, надо предложить снам общие языковые элементы. Сны охотно принимают правильно подобранный язык и возникает общее сновиденческое пространство группы. Любой новый элемент, если он действительно необходим, быстро усваивается этим пространством - часто до того, как он был описан, т.е. наполнение сновиденческого языка происходит без помощи дневного "я", через само пространство сновидений, объединяющее группу наяву. Такие элементы мы называли "образами-спутниками" /1/. Река была одним из них. Почему именно река? По многим причинам. Прежде всего это самый архаичный символ границы, а смыслом задачи было именно преодоление границы во сне/2/. Его уместность в иерархии элементарных символов очевидна всякому, кто смотрел фильм "Чапаев". Граница - это конец одного и начало другого. Но если бы разгадывал загадку, сформулированную так, возможно, я ответил бы: это дорога. Как в начале Творения твердь становится первой границей, "стеной", разделяющей воды, так в "Исходе" рефреном проходит образ тверди, ставшей дорогой, а воды встали как стены по обе ее стороны. Слово "реальность" лишено смысла, пока мы не начинаем говорить о границе реальности. Граница - и есть тот смысл, к которому обращает нас любое размышление о реальности. Граница - это и есть реальность. **** /1/ Из текстов группы: "Работа с обpазами-спутникани. /Федор:/ Оpигинальная техника pаботы со сновидениями, область пpименения котоpой несpавненно шиpе частной цели достижения осознани во сне - метод запуска искусственных обpазов-спутников (ОС). Обpаз-спутник - это пpедмет, деталь интеpьеpа, котоpую Вы намеpеваетесь увидеть во сне. Вы можете пользоваться любыми известными Вам техниками намеpени Кpитеpии выбоpа такого обpаза могут быть самыми pазными. Пpиведем некотоpые пpимеpы: 1. Пpедположим, пpоанализиpовав содеpжание некотоpого набоpа Ваших снов, Вы поняли, что никогда, или очень pедко видите во сне некотоpые вещи (телефон, мост и т.п.). Можно попытаться понять, отчего это пpоисходит и "намеpевать" такой обpаз себе в сон. Пpи выяснении этого обстоятельства во сне или наяву Ваши сны (и этот тоже) могут изменитьс Будьте внимательны к таким обpазам, особенно "нехаpактеpным" дл ваших снов. Hапишите нам, когда запуск состоится (сейчас pано обсуждать особенности, во избежание "пpогpаммиpования" Вашего опыта). 2. Развив в себе способность отмечать во сне такие обpазы, можно пойти дальше и отмечать их ВСЕГДА И ВЕЗДЕ, на забывая каждый pаз пpовеpять pеальность окpужающего миpа всеми способами, котоpые изобpетете. В один пpекpасный момент Вы, увидев такой обpаз во сне, вспомните, что нужно пpовеpить pеальность и достигнете осознани 3. Пpедположим, что у Вас с осознанием себя во сне все пpекpасно. Существует множество дpугих способов использовани обpазов-спутников, как-то: пpевpащение их в "пpедметы силы" в сновидении, облегчающие контpоль и могущие потом наяву служить "якоpем" нужного Вам состояния (pелаксации или мобилизации, вдохновения и т.п.) и т.д. Может быть, в своем сновидении Вы найдете собственные способы pаботы с обpазами-спутниками. Частью нашей пpогpаммы обучения и пpогpаммы исследовани пpостpанства осознанных сновидений являются так называемые "лабоpатоpные pаботы", включающие в себя выбоp темы осознанного сновидения и исследование его внутpи. Темой, в данном случае, будет являться какое-то место, в котоpое Вы должны попасть, или же действие, котоpое необходимо совеpшить. Эти задания пpеследуют две цели: -с одной стоpоны они являются контpольными для Вас и ваших способностей. -с дpугой стоpоны они будут являться матеpиалом дл самоисследования и общих исследований пpостpанства сновидений. Задания же, в свою очеpедь, будут составляться таким обpазом, чтобы, пpеодолевая (выполня) их, Вы пpиобpетали какие-либо новые внутpенние качества, интегpиpующие Вашу личность (пpеодоление стpаха, повышение гибкости поведения и т. п.) В данном случае, если Вы уже имеете опыт осознаваемых сновидений, пеpвым заданем будет следующее: В своем осознаваемом сне Вы должны найти pеку, а затем попасть на дpугой ее беpег (неважно, каким способом - это может быть мост, по котоpому Вы пеpейдете, Вы сможете пеpелететь или пеpеплыть ее ...) Если же Вы не имели опыта осознаваия, то пеpвым заданием будет поднести pуки к глазам и понять, что все вокpуг - это сон." /2/ Юнг: "Одна пациентка, которая находилась как раз в критической точке перелома ммежду анализом личного бессознательного и всплыванием содержаний коллективного бессознательного, имела следующее сновидение: Она собирается перешагнуть через широкий ручей. Там нет моста. Она однако находит место, где она может перешагнуть. Именно когда она уже собирается это сделать, большой рак, который лежал спрятанымм в воде, хвотает ее за ногу и уж более не отпускает ее. Она в страхе просыпаетс" Далее автор приводит длинное аналитическое толкование, с которым вполне можно согласитьс Но специфика нашего подхода в том, что мы больше уделили бы внимания выполнению сновиденческой задачи перехода границы, чем анализу, в котором иногда вовсе нет нужды. И все же с юнгианством наши постоянные концептуальные пересечения столь же случайны, сколь и неизбежны. Как можно не процитировать здесь замечательно простое резюме непомерно длинного юнгианского анализа: "Итак, вода означает бессознательное или лучше - несознание, скрытность; рак - это также бессознательное, однако он - динамичное содержание, скрытое в бессознательном". /"Структура психики и процесс индивидуации"/ Следует отметить, что любая магическая инициация сводится к переходу некоторой черты, границы. Более того, любая иницияция вообще (поскольку любая инициация является магической процедурой, будь то инициация взросления в племенах и военкоматах или религиозные инициации) ключевым моментом имеет препятствие, так или иначе связанное с дорогой, на которую становится посвящаемый. ****** 1. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ И ОСОЗНАНИЕ Сны, в которых нет места осознанию - это иллюстрации к снящемус смыслу, переживанию. /1/ Осознание, само будучи снящимся переживанием, иллюстрирует себ соответсвующим люцидным сном. Предъистория осознания во сне - это эволюция чувств. Чувство творит декорации, они вызывают новое чувство, создающее новые декорации и т.д. К тому же впечатление от увиденного во сне не отделяется от увиденного, (внимание: вот здесь-то и есть нюанс: осознание не слипается со снящимися образами). Вообще осознание во сне штука простая: это-сон, то есть я от этого отделен, я могу быть в этом, но могу быть и вне этого. Каким бы реальным "это" не было, я могу покинуть его. И именно эта свобода позволяет мне как бы обладать "этим" и создает прелесть не покидать "этого". Интересной аномалией с этой точки зрения являются кошмары, в которых спящий хочет проснуться но не может. Он понимает, что это сон, но понимание - не осознание, оно не дает дистанции, оно на том же этаже, что и переживание. Если переживание - страх, то в стычке с пониманием оно создает иллюстрирующий "паралич" - просоночные видения, когда человек хочет прекратить происходящее и не в силах пошевелитьс Это может выглядеть не сном, а явью: человек уже не спит, поэтому появилось понимание, перестал спать - но сон не кончилс Иллюзия не разрушается пониманием, а берет от него новую силу - силу страха: это наяву! Смысл страха может быть определен обратно осознанности: я не могу уйти от этого, я заперт в этом (тюрьма) или это повсюду следует за мной (преследование, погоня). Страх во сне не ровня тем страхам наяву, когда мы боимся некоторой эпизодической неприятности, пусть даже ощутимой и болезненной, страх во сне абсолютен - нет выхода, нет никакого пространства кроме пространства страха. Именно это давление создает условия для иногда возможной трансформации в осознание. Пока в безнадежной ситуации человек действует по стереотипу имеющего надежду, кошмар длитс Как только осознается безнадежность, то нет смысла куда-либо двигаться - наступает пробуждение или осознание, позволяющее перестать убегать и тем устраняющее созданного убеганием преследовател Здесь мы впервые касаемся темы ГРАНИЦЫ /2/, ПРЕГРАДЫ. Бесконечность бега от собственной тени - иллюзия внутри жестко ограниченного пространства возможностей. В статичных кошмарах заключения и ожидания граница визуализируется в конкретных образах сна: стенах, тупиках, охране, и т.п. Любое снящееся пространство ощущаемо в некоторых границах и действие происходит только внутри этих границ. Наконец, оно имеет центр, и этот центр никогда не пуст, он всегда несет некоторое значение, занят сильным образом. Сказанное справедливо относительно определенной категории снов - снов, визуализирующих знаки эмоций, отношений и идей, "иллюстративных" к центральному переживанию, статичному или эволюционирующему. Когда иллюстрируемое переживание порождает другое или сменяетс другим, меняются границы снящегося пространства (СП), смещается центр, при этом остается ощущение связности сюжета, преемственности переживаний, хотя стыки фрагментов СП совершенно не оформлены, провальны, упущены. В прозрачном сне сам наблюдатель оказывается центром, определяющим границы. В обычном сне стать центром, войти в центр - значит осознать сон. ...... /1/ " Образы наших снов (пишет Колридж) воспроизводят ощущения, а не вызывают их, как принято думать; мы не потому испытываем ужас, что нас душит сфинкс, - мы воображаем сфинкса, чтобы объяснить себе свой ужас." " (Борхес, "РАГНАРЕК.") /2/ У этих записей есть еще одна предыстория: после публикации в журнале "Тональ" Николаем Винником статьи Рыженкова "Дачный период русской идеи" я попытался именно в стиле журнала написать статью дл второго номера, в которой, в числе прочего, и откликаюсь на некоторые наблюдения Рыженкова. Статья "Границы и дороги" получилась скучноватой, но все же импульс был дан, так что и Виннику, и Рыженкову я должен высказать соответствующую благодарность, а здесь позволю себе сделать обширную цитату из неопубликованной статьи: "Граница - образ, взятый из картографии, образ, все врем возвращающий нас с небес на землю. Мы видим, как отвлеченные определения вновь обретают плоть, как идея возвращается в камень. Из этих камней строилась Великая Стена Китая - граница "культуры и хаоса варварского не-мира, граница ВСЕЙ ПОДНЕБЕСНОЙ. Язык, культура, государство всегда воплощали себя в камнях стены, ограды, ГОРОДА. В "Дачном периоде русской идеи" автор размещает то, что "умом не понять и мерой не измерить" в дачном УЧАСТКЕ, в огороде-ограде... ... Почва - это ОГОРОЖЕННАЯ земля, а не космополитический гумусный слой. Почва - архетип государства, более фундаментальный, предельный, чем абстрактные понятия власти, территории, этноса. Реальность, цивилизация, культура - это "Поднебесная" с ее перекрытыми дамбами реками и плантациями риса, это ритм разливов Нила и восхода Сириуса, сложенный в камни пирамид. Цивилизации рождались в долинах рек. И умирали в песках, когда истощалась почва. Песок, пустыня - то, что всегда ЗА границей. Огороженный песок - это уже ПОЧВА. ...Пейзажи гор и рек - тот же архетип, что и простейшие графические символы - кресты, свастика, инь-ян и проч. Горы, реки, деревья становятся образами культуры только тогда, когда пустын огорожена. Кочевые этносы рисуют животных, ДУМАЮТ животными, - целями и средствами движения, покорения пустых пространств, бездорожь Конь - еще один тотем, скачущий там, где позже лягут камни дорог и стен. Млечный путь, небесная река, "дорога кабарги", Вега и Альтаир, Ткачиха и Пастух... Мир - это пастбище. Мир - это ткань. /По японской легенде, раз в году разлученные, раделенные небесной рекой Ткачиха - Вега, - и Пастух - Альтаир, встречаются/ ...В рассуждениях о границе мы всегда имеем дело с парадоксами. Парадокс - одно из возможных определений границы как объекта рационального рассмотрени Парадоксальность - это бинарность, ищуща решения за пределами себя самой, ориентирующая на не-бинарность /=иррациональное/ - на ту самую единицу, которой нет в двойке, но которая окружает ее как "пространство единицы" - территори размножения, множества; пустота, беременная формами... Экспансивность, экстравертивность двойки как парадокса делают бинарно-рационалистичную природу языка интенцией к его же границам. Рациональность, предельно явленная в языке - ее мнимой субстанции, - ВСЕГДА интенция к иррациональному. Язык так же не содержит в себе рациональности, как два не содержит единицы, - он ищет рациональность и творит ее миф на территории неописуемого опыта..." /"Два не содержит единицы" - афоризм китайского мудреца; Рассуждения о границе - только частный случай суждений, текстов НА границе. Это не парадоксы в разговорно-научном смысле, а скорее "таинства" - оформленные соприкосновения с лежащим за пределами мира форм. Не случайно, говор о парадоксах Евангелия, о.Тимофей Сельский в "Успенском листке" пишет: "Вместо легко понятного нам слова "парадокс" Церковь употребляет более возвышенное и менее понятное слово "таинство"/. 2 ВОЗВРАЩЕНИЕ К НАЧАЛУ СНА После инициирующего преодоления границы СП встает задача возвращения (сохранения пути). Она исполнима при использовании на пути сна "зарубок", (мальчик-с-пальчик). Путь может измениться, но зарубки остаются и на измененном. Возвращение тем же и в то же время не тем путем позволяет сновидцу увидеть другую сторону всего показанного ему его левой стороной. Чаще всего возвращающемуся кажется, что он делает круг, то есть путь не сохраняетс Если он ошибается, то ошибка вызвана другой стороной вещей маршрута, изнанкой декораций. Такое путешествие дает бездну бесценной информации, если после пробуждения попытатьс определить, какие из образов обратного пути оборотны первичным образам сна. Но возможно, обратный путь действительно иной. И тогда тем более возможно, что само возвращение иллюзорно: место или вещь, к которым сновидец вернулся, не те же самые. Сновидец выполнил задачу, но совершенно иную (и также имеющую свою ценность) - он создал дубликат стартового эпизода своего сна. По-существу, такой вариант близок предыдущему, так как дубликат также является оборотной стороной. Стартовый образ получает новое смысловое измерение и бесценен как образ для медитации./1/ Если при использовании "зарубок" на пути они сами становятс дубликатами, вероятнее всего, вы используете образы, несущие требующую решения или разгадки проблематику. Попытки дневной личности занять позицию учителя по отношению к сновиденческому "я" встречают оправданное сопротивление последнего. В этом сложность и парадокс ученичества на Пути Сновидений: кто кого учит? Если я дневной даю рекомендации дневному тебе, это только иллюзия обучени Самое большее, что мы можем, это вести ни к чему не обязывающую беседу о снах. Тела сновидений прислушиваются к ней и это их молчаливое присутствие может помочь им как исполнить их собственные задачи, так и сформировать новые, - возможно, (только ВОЗМОЖНО), согласующиеся с чаяниями наших дневных "я". Из-за этого вопросы о целях обучения наяву утрачивают смысл, утрачивает смысл и иерархия учитель-ученик. Мы все ученики наших снов и при этом мы все же обязаны сохранять если не доминирующее, то во всяком случае достойное, независимое положение. Можно сказать, что должен сохраняться паритет сил дневного и сновиденческого "я". Катастрофой является их конфронтация, целью - диалог и создание общей для обоих зоны осознани Сновиденческое "я" предрасположено к решению сложных задач, таких, которые дневному "я" просто не по плечу. Эта предрасположенность делает их иногда озорными пародистами наших возвышенных теорий, иногда - готовыми легко проглотить приманку дневного "я", принять вызов. Можно сказать, что сновиденческое сознание, смотрящее из укромного теневого кабинета нашего дневного "я" на происходящее с нами и на наши поступки и речи, бдительно ждет вызова и готово воспринять как таковой практически все, чему дневное "я" позволяет уйти из под контрол Поэтому так хорошо воспринимаются команды-отрицания: "Во сне у предметов нет теней", "Мне никогда не снился и не может приснитьс дракон" и проч. Поэтому же законы снов меняются, как только мы отслеживаем и фиксируем их для себя в качестве законов. /1/ В одном сне я бродил по городу и удивлялся отчетливости и красоте теней. Было много свободных от домов пространств с реками, холмами, лесопарками. В начале сна, запомнившемся смутно, я проходил мимо церкви, которую с восторгом узнал как единственную свою. Побродив по городу и перепробовав разные трюки восприяти во сне, я стал искать ее снова и в конце концов нашел, разумеется, с другой стороны. Была уверенность, что эта церковь существует и в дневном городе, стремился запомнить место. В начале сна я проходил мимо и решил зайти в нее в конце сна, но, найдя ее вновь, не смог до нее дойти - сон оборвалс Точное ощущение, что на этот последний образ ушли остатки силы сновидения, силы, необходимой чтобы дойти до цели - ощущение совершенно то же, что в первых преодолениях границы (реки), когда резерв силы не позволял достичь другого берега и сон обрывалс В обоих случаях нехватка силы осознается как невозможность больше удерживаться во сне ("истекает срок"). Был аналогичный случай, растянутый на два сна - в одном я видел интересное место, в другом его искал и нашел. В промежутке яви такой задачи перед собой я не ставил, тело сновидения действовало само. Как правило, удачнее всего исполняются не те задачи, которые наше дневное "я" предлагает своему сновиденческому двойнику, а его собственные. 3 ЭТИМОЛОГИЯ СНА Граница сохраняет силу. Преодоление границы - расход силы. Преодоленная граница - получение новой силы (новое пространство сна = новая сила). Любой образ дороги (лестница, река, башня, дверь, небо) - дар Силы. /1/ Возвращаясь к теме ГРАНИЦЫ, прежде всего сформулирую главный тезис: ГРАНИЦА и ДОРОГА - смежные поняти Где обнаружено одно, есть и другое. /2/ История рождалась в хаосе бездорожь Первыми границами (и путями) стали реки. И, разумеется, сразу же обожествленное средство превращения бездорожья в территорию - конь. Архетипы Корабля-лодки, Моста, Плавания, Всадника и сейчас сохраняют силу, а если учесть их новые эквиваленты, то наши сны полны ими. Река во сне синонимична городской улице, автомобиль - лодке и т.д. /3/ Горные хребты, как и реки, были первыми границами территорий. Самая высокая гора, главная из гор - ЦЕНТР мира и ДОРОГА на небо. Отметьте: центр, как правило, всегда дорога вверх. Именно поэтому поиск центра снящегося пространства и вход в него приводит на новые уровни сна. Образ многоэтажного здания - синоним горы. Это тоже путь вверх, но это также и плененность землей. Сложный образ, где лестницы ведут, но стены ограничивают. Образ, воплощающий социальность со всеми ее нормами, запретами, надеждами, ценностями. Гора, став зданием, уже не может привести на небо - можно лишь "продвинуться вверх по социальной лестнице". /4/ Стена - граница, которая, как кажется, единственная из всех не может стать путем. Реку можно пересечь и по реке можно плыть. Стена же более однозначна. Открыв принцип границы и взяв за образец ее фундаментальный вариант - землю, человек создал стену - границу в чистом виде. "Поставить к стенке" - выражение всем понятное и закрепившееся в языке не случайно. Абсолютная граница - смерть/5/. Стена - не событие. Препятствие, предел, конец пути, смерть. Берег - тоже своего рода стена. Берега делают реку, но что ей до них? Ее событие- течение. Оно знает перемены, но не знает конца. Дороги ведут к дверям, а не к стенам. "Я есть дверь" - говорит пришедшая в сон мира Реальность. Усовершенствовав стену изобретением двери, человек создал символ выхода, преодоления смерти, иного мира. Дверь не просто проход в стене, это стена, которая может стать своей противоположностью. Это и путь, и преграда. Если путь - то не для всех, и потому символ всегда подразумевает некоторую избранность. Если преграда - то не всегда. У Уэлса есть прекрасный рассказ - "Зеленая дверь". А дверной романтизм Олдоса Хаксли и Джима Моррисона продырявил вены не одному поколению. Отдельного исследования достоин и нарисованный очаг папы Карло. Двери, картины, окна - наш мир единственный, где их так много. В мирах иных хорошо если одна-то дверь найдется, - обратно сюда. Видеть что-либо значит видеть на своей территории или, в крайнем случае, на ее границе. Различие лишь в расстоянии. Видимое небо не запредельно миру, оно лишь ограничивает его. А вот мир за окном - это здесь, рядом, можно выйти. Окно какбы подразумевает дверь, но порождает свой символический ряд. Интересной его разновидностью оказалось зеркало - дверь в иной мир, который рядом и в то же врем недоступен, - излюбленный атрибут спиритов. Но это архаика (закрывают зеркала в доме умершего с незапамятных времен), а новые варианты рядом видимого и недоступного порождают и новые феномены. Теперь уже не представляется возможным точно определить, в какой мере появление телевизионного экрана изменило коллективное бессознательное. Но современные визионеры много реже говорят о дверях и окнах, чем об экранах. Контактеры похожи на телезрителей. Мой знакомый экстрасенс, бывший связист ГБ, слышит голос цивилизации Кассиопеи, но ничего не видит - это понятное исключение. И заклинание простенькое: "Кассиопея, прием, я Земля". /6/ Многие сны стали похожи на фильмы. Часто можно услышать: "Я сегодня посмотрел такой интересный сон... Там одна банда у другой здание отвоевывала". Спрашиваю: а ты где был? "А меня как-то небыло". Это и есть эффект телевизора. Осознание в таких снах невозможно. Сновиденческое "я" становится "экраном" образов, на которые расщепляется личность. Все на экране - разные"я", и в тоже время "мен как-то нет". ******************* ******** /1/ К. в прозрачном сне стал одевать штаны, чтобы выйти из комнаты, и проснулс До этого сон был вполне контролируем. Интересны два обстоятельства: если есть понимание, что происходящее - только сон, то зачем обязательно одеваться? Странный изъян в полноте осознани Второе: сама процедура одевания оказалась рубежом силы, поведенческой границей контролируемого времени сна. Мне думается, что не граница определена изъянами контроля, что выбор границы произошел раньше, вне сна, что именно этот эпизод был "запланирован" телом сновидения как необходимый предел расхода сновиденческой силы. Контроль во сне мог быть безупречен, но какие-то психологические нюансы, анализировать которые здесь не входит в мою задачу, сложились в его обрыв именно этим образом. /2/ "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды... и назвал Бог твердь небом" (БЫТИЕ,1,6-8) "...воды же были им стеною по правую и по левую руку" ("Исход",14,22) /3/ /Морозов:/ В этой связи интересен комментарий А.В.Смоляка к словам камлающей шаманки: "Улица /в Москве, где шаманка ищет душу больной/ идет снизу вверх.." А.С. комментирует: "по течению реки, как в амурских селах". Действительно, улицы первых человеческих поселений как бы подражали рекам, и воспринимались как реки /у инков это очень явно, хотя селения в условиях развитой ирригации уже не зависили от рек/. Любая современная деревня также неосознанно воспринимается как два берега домов. Восприятие городских улиц продолжает ту же схему, что видно и в нумерации домов, и в описании направления /"по четной стороне", "вверх по такой -то улице" и т.п./. /4/ Сон А.: поднимаюсь по лестнице, слева - стена, справа, за перилами - ничто (не пустота, а просто нет ничего). Мне преграждает путь дерево. Пытаюсь обойти его (протиснуться справа) - не получаетс Здесь - тема границ и путей в чистом виде. А. и прежде снились здания, так что мотив лестницы как пути вверх для него органичен. Дерево, соединяющее нижний и верхний миры, архетип Пути, здесь оказывается преградой, границей, вступающей в противоречие с лестницей как единственно возможным путем. Вероятно, увлечение кельтскими, друидическими мотивами и просто знание о мировом древе было проиграно подсознанием. Архаика пути на небо вступает в противоречие с пониманием пути вверх в современной культуре. "Протиснуться не получается" - сейчас это почти у всех. В более общем случае одна из задач архетипичного сна "внутри здания" - покинуть его и вернуться обратно. Обычно такое путешествие сопровождается "подарком силы" - некоторой находкой или событием вне здани ****** /5/ В нашей группе Виктория К. в снах не искала дверей, а проламывала стены как танк и получала от этого огромное удовольствие. Она не только не была религиозна, но вообще не считала необходимым что-то делать со своей жизнью, а о смерти высказывалась с магическим оптимизмом: "Да нет вообще никакой смерти!". Мое внимание к символике стены обратил своими тонкими наблюдениями коллега Дмитрий Олегович Георгиев, и, поскольку очень многое в этих записях обязано его вкладу в опыт группы, пользуясь данной оказией выражаю ему свою глубокую признательность. ******* /6/ Частью мифа о психотронном оружии является вера в то, что через экран телевизора могут войти в ваш дом. Не статистически влиять на толпу ( это рационально,) а именно на вас лично. Ведь ваш телевизор - это дверь в ВАШЕМ доме. (См. рассказ Уэлса "Хрустальный шар", - фантаст вообще описал многие из едва зарождавшихся архетипов нового времени) Я не касаюсь сейчас обоснованности подобных идей. То, что зеркало может быть проходом (во сне, например) - это отдельный разговор. Здесь я обрисовываю эволюцию символов, не более. 4 ХРАНИТЕЛИ ОГНЯ Вероятно, древнейшим из перечисленных символов может считатьс огонь/1/. Племенной очаг - центр, а центр рождает границу. Именно центр организовывал пространство во времена "до границ" и таким центром был огонь. Охраняющая территорию сила огня иррациональна. Дело не в том, что он отпугивает зверей, а в превосходящей всякие практические соображения магии: сидя у костра, человек чувствует себя безопасно, глядя в огонь, хотя спина его беззащитна перед мраком леса. Огонь мог быть и собственно границей, временной стеной, и с самого начала он же - путь, инфернальным аспектом связанный со змеем, девяткой, нижним миром /2/, смертью и посмертным существованием. Культ огня - антитеза культу солнца. Дерево для огня срублено братьями-близнецами. Обряды прыганья через огонь, огнехождения - ритуалы со смыслом, который на языке более поздних символов можно описать фразой: "Стена для чужих, дверь для своих". Огонь - жизнь племени. Пока он горит, все в порядке. Поэтому следят за ним, а не за темнотой. Огонь больше человека. Эти архаичные сила и превосходство для сновидца актуальны в том обстоятельстве, что зажечь огонь в сновидении значит сделать больше, чем дозволено просто человеку, частице племени, единице толпы. Те, кто во времена каменных топоров смотрели во мрак леса, были предшественниками "воинов сна". Они сами были огнем. Они были хозяевами. И они были одиноки. ****** /1/: Многие отмечают, что именно огонь, а не солнце, символически первичен. Культ огня иногда порождал или принимал форму культа солнца, но всегда предшествовал ему /Ариэль Голан, "Миф и символ"/. В упанишадах мировой огонь делится на три, из них собственно огонь есть один из обликов /наряду с солнцем/ огня Гархапатья, а вода, соответственно, одним из обликов огня Анвахарьяпачана /наряду с луной, звездами и странами света/ /2/: Эрлин возразил, что огонь амбивалентен. С признательностью принимаю это замечание, но оставляю акцент на инфернальном. Символически мир подземный древнее небесного, огонь как путь на небо стал ощущаться в позднейшей символике, когда царство мертвых спроецировалось из недр земли в небесные тверди. Даже в Писании огонь утрачивает инфернальность лишь в Евангелиях /с терновым кустом - еще совсем не тот случай/. А вообще еще Юнг подчеркивал, что "все архетипы имеют как позитивный, благоприятный, светлый, вверхуказующий аспект, так и указующий вниз, частично негативный и неблагоприятный, хтонический, 1но 1в дальнейшем - нейтральный аспект 0" /курсив мой, "Структура психики и процесс индивидуации"/. 5 ПОВОРОТ К СИЯНИЮ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Мы движемся во времени затылком вперед, наблюдая исчезающие друг за другом картины прошлого. Мы даже на настоящее смотрим из мгновени позже, мгновения, которое не наступило. Существует миф о реальности определенного будущего. Не буду здесь говорить о связанных с ним феноменах, - это действительно магический миф, способный влиять на реальность. /1/ На пути сновидений следует прежде всего победить этот миф в себе. Начните с чисто умственного понимания, что будущего не существует. Это сияющая неопределенность, полная возможностей всего, чистая энергия, обретающая живые формы в настоящем и исчезающая в формах прошлого. Я предлагаю вам повернуть голову и взглянуть в несбывшееся, в сияющую неопределенность внутри сновидения или прямо сейчас. ********** /1/ предвидение и сбываемость - это фиксация в будущем возможностей за счет чистой энергии. И все же многие из вас при повороте головы в сновидении столкнутся с этим. Не огорчайтесь и ни в коем случае не относитесь к этому как к чуду, так как это лишь инерция обыденного магического делания мира. Постарайтесь найти истоки данной сбываемости, вскрыть механизм делани Оставьте будущее чистым, так как вам нужна его энерги 6 НЕДЕЛАНИЕ СНА Многие считают, что волевым усилием, самовнушением можно инспирировать прозрачный сон, путешествие в определенное место или встречу во сне с другими сновидцами. Мы не целостны. Часть меня хочет навестить Васю, часть - боится необычных снов вообще, а другие части желают самых противоречивых вещей. Наше хаотичное хотение создает и нашу ситуацию, так как все происходящее с нами - исключительно следствие желаний. У каждого желания свое весло. Дисциплина желаний - это принцип галеры. Но есть течение воды и попутный ветер - НАМЕРЕНИЕ. Именно оно действительно дает ключ к стране снов и возможностей. Намерение - это вектор движени Намерение -внутри, желания - вокруг. Вы можете ходить, двигать руками именно потому, что телом правит намерение. Когда гипнотизер уверяет вас, что вы не можете пошевелить рукой - он адресуется к вашим желаниям. Напротив, осознанность привычных движений - тренинг намерени 7 ПЕРЕСМОТР Ретроспективный просмотр минувшего дня следует делать хотябы изредка, особенно в дни, насыщеные событиями и новостями, во врем тупиковых ситуаций или при ощутимом дефиците сновиденческой силы. Главное в любом пересмотре - ритм, симметрия, дыхание. Эпизод вспоминается на вдохе и "отпускается" на выдохе. /1/ Сначала вспоминается последня картинка дня, затем предыдущая и так до самого утреннего пробуждени Набирая инерционную силу, просмотр может войти сквозь барьер утра в забытые сны - но не это является его целью. Один раз, просматривая день, я задержался на эпизоде, который обычная память, вероятно, вскоре выбросила бы за ненадобностью. Зимним вечером, возвращаясь с какой-то деловой встречи, я в замешательстве стоял перед полной машинами улицей. Казалось, перейти ее просто невозможно: движений плотное, непрерывное, и, хотя машины из-за затора притормаживали, было слишком темно, чтобы рисковать обходить их по гололеду. Все прочие эпизоды дня, казавшиеся важными, сейчас забылись, но в тех минутах "на берегу" улицы были какие-то особые нюансы одиночества, заброшенности, безвремень При пересмотре всегда ощущаетс сновиденческая сила подобных "проходных" эпизодов. Ночью я увидел себя на берегу реки /2/, которую должен был перейти. Она была полна лодок - точь-в-точь как улица автомобилями/3/. Я понимаю, что это сон, и думаю: дай-ка попробую по воде пойти. И пошел. Ощущение удивительное. Именно яркость, неопределимая и не имеющая аналогов в дневной реальности исключительность сновиденческих переживаний являетс подлинным подарком Силы. Осознание само по себе мало что значит. Потому и приборы, создаваемые, например, лабораторией Стивена Лаберже, превращают осознаваемость снов в утомительную обыденность. Осознание, приходящее естественным путем, "заслуженное", "заработанное", почти всегда сопровождается подарками Силы. ......... /1/ В нашей группе использовалась пранаяма "кумбхака": чередование выдоха-вдоха правой и левой ноздрями с ритмом: выдох - 4 (удара пульса или просто счета), вдох - 4, пауза - 8, выдох другой ноздрей - 4 и т.д. Сначала делается 5 - 6 циклов, чтобы "войти в ритм", затем счет уже не ведется и все внимание обращено к образам памяти. Вот вариант методики в изложении Николая и М.Е.: "Ретpоспективный пеpепpосмотp дн Техника выполняется каждый вечеp пеpед сном. Вы должны сесть в любую удобную для Вас позу. Расслабтесь и закpойте глаза. Hачните вспоминать все события, котоpые пpоизошли с Вами или у Вас на глазах за весь день в обpатном поpядке (сначала самое последнее, потом то, что было пеpед ним, и т.д.). Если Вы, дойдя до события, котоpое случилось с Вами в полдень, вдpуг вспоминаете, что пpопустили событие, бывшее с Вами в 7 часов вечеpа, то в этом случае веpнитесь к пpопущенному и начните заново с него. Дыхание pекомендуется то, котоpое описывает К. Кастанеда пpи пеpепpосмотpе: вдох одновpеменно с движением головы спpава налево, выдох с движением слева напpаво и еще паpа движений без дыхани /Hиколай/. ... как ваpиант, Вы можете использовать попеpеменное дыхание левой и пpавой ноздpей по схеме: вдох левой (пpавая закpыта pукой) - выдох пpавой - вдох пpавой - выдох левой и т.д.Сначала потpениpуйтесь пpосто дышать, потом, войдя в pитм - начинайте пеpепpосмотp. Эта техника, как и излагаемая в следующем послании ваpиация ее, даже взятая одна, сама по себе позволяет достичь осознавания и контpоля во сне (как свидетельствует опыт самого Hиколая). Однако дл ее выполнения тpебуется 1 час минимум каждый вечеp + дисциплина... Советую, по кpайней меpе, делать ее несколько pаз в неделю. Результат не замедлит сказаться, и главное, Вы начнете чувствовать, когда нужно "повспоминать". Подсказка: в пеpиоды, когда осознанность теpяется, сны "забиты" дневным осадком, плохо запоминаются - делайте пеpепpосмотp почаще. /М.Е./" /2/ Исторически понятны и очевидны значения, связанные с зависимостью жизни от воды. Рекам и источникам поклонялись на заре времен везде, независимо от климатических условий. Очищающая сила воды носит более магический, нежели бытовой характер, и врядли первый производен от последнего /кочевые племена - тюрки, монголы, бедуины и др.,- щитали использование воды для физического очищения недопустимым кощунством, - гигиеническим заменителем служил песок, - но отношение к воде как к сакральной целительно-очищающей субстанции было и у них. Ритуальное омовение у самых разных народов, например, у японцев и евреев, совершается исключительно после "физического" отмывания, дабы не осквернить воду еще и обычной грязью, что никак не связано с поклонением дефициту, так как ни японцы, ни, скажем, строившие в своих городах водопроводы и бассейны много тысячелетий назад жители Хараппы и Мохенджо-Даро, ни кельты, через жилые дома которых протекали ручьи , никак не могут быть причислены к обитателям засушливых пустынь/. Что вообще ассоциируется с водой? Под поверхностью - невидимая глубина, недоступный мир. Она может быть очень подвижна, но цель ее движения - покой. Она может звучать - но в то же время она - мир молчания, немоты. Она - источник живого и она - опасна. Она также смывает, уносит, размывает, растворяет - то есть лишает формы. Как и всякая жидкость, она сама есть субстанция без формы, /нечто вещественное, но бесформенное/ Что еще может более точно выглядеть образом иррационального? Древние мыслили иной мир прежде всего как мир подземный. Земна поверхность - стена жизни, за ней - глубина смерти, тьма. Водна поверхность - граница жизни понятной, оформленной, и глубина под ней - - глубина в нас живых. Мир подводный освещается нашим солнцем, подземный - имеет свое, "черное". Пришельцы из инфернальных областей здесь не отбрасывают тени, но видимы - их освещает ИНОЕ солнце, они принадлежат иной системе правил. Вода всегда притягивает сновиденческое "я", Мульдон даже рекомендует засыпать с искусственно вызванным чувством жажды, чтобы побудить тело сновидений очнуться от лунатических блужданий через сумбурные сны у ближайшего водоема. Оставля в стороне Юнгианскую символику воды, подчеркнем лишь одно из наблюдений нашего опыта: вода символизирует "субстанцию" сна, его энергию. Встречаются образы утекающей, убывающей воды, осознаваемые в самом сне как истечение его срока. Есть тип снов про "квартиру затопило", появляющийся в кризисных ситуациях, например, при перераспределении обязанностей в семье. Водопроводная вода - неосознаваемая /привычная/ стихия домашнего быта. Сны с прорванными кранами, переливающейся через край ванной, всякими сортирными катастрофами понимаемы в этом ключе /выход иррациональной составляющей бытового ритуала из-под контроля/ Часто снятся аквариумы, рыбки - это, отчасти, из того же ряда, вы легко сможете сами вычислить смысловые нюансы в зависимости от сю- жета сна и вашего личного отношения к аквариуму, например. Подружке моей дочери приснился сон: "Ну, пошли мы с Катькой к каким-то реперам, там напились, значит, и Катька превратилась в рыбку. Я положила ее в целофановый мешочек с водой и несу по улице, встречаю Кольку, он говорит: дай мне Катю. Я ему: бери, но чтобы только мама ее не видела, в каком она состоянии". Мне кажется интересным это локальное правило сна: пьянея, человек превращается в рыбку, в редуцированно-немое и беспомощное существо водной стихии /иррационального, бессознательного/. Вспомните: "нем, как рыба". А говорящая рыба - исполняет желания, делает невозможное возможным. Царство бессловесности если уж производит слово, то волшебное, имеющее власть над вещами. В раннем христианстве рыба - символ Христа. Иисус учит стоящих на берегу с лодки, а кончив учить, велит отвести лодку на глубину и забросить сеть для лова. И поймали так много рыбы, что рвется сеть, а две наполненные рыбой лодки начинают тонуть. Что испытывают при виде столь чудесного лова люди? Благоговение или радость голодных? Они испытывают ужас. /3/ напомню: лодка - символ превращения границы в путь. У Луки Иисус с учениками пересекают озеро, чтобы попасть на другой берег. Это единственный эпизод, в котором Иисус спит. Пока он спит, поднимается ветер, его будят и он, усмирив бурю, укоряет учеников в недостатке веры. Это волнение вод, наступающее, когда "Бог спит", когда спят все /упрек в недостатке веры - призыв внимать всегда бодрствующей Божьей искре, "горчичному зерну" внутри нас/ - очень ясный символ неконтролируемой иррациональности. 8 СБЫВАЕМОСТЬ Большинство интересующихся снами задаются вопросом: сбываются-ли они. Вера в сбываемость снов - недоразумение с довольно сложной предъисторией. Правильнее всего оставить этот вопрос без ответа, поскольку он рождается непониманием магического делания мира, в которое погружены мы все. Магическое делание мира делает сбываемость тотальной. Неофиту Пути Сновидений вопрос "к чему приснился этот сон" кажется естественным, а вопрос "к чему происходящее наяву" таким естественным не кажетс А ведь связь мира нашего "сегодня" с миром нашего "вчера" - это та же сбываемость, только привычна Упрощая, можно сказать, что вечернее явление "я завожу будильник" видится к утреннему "будильник зазвенел". Наяву мы постоянно програмируем сам СОН ЯВИ, сон завтрашнего дн Все приемы настроя сновидений применимы к ординарному ряду событий, обращенному к нам. Например, как и в методике образов-спутников, образ-событие можно сознательно запустить в реальность будущего, - но именно это мы постоянно делаем бессознательно. На одной из встреч группы мой коллега Эрлин, мастер игротехник, провел игру в сновидение. Не было заранее оговоренных правил, но был настрой, прекрасно сработавший в условиях группового резонанса. И, как и следовало ожидать, многие предметы, вещи, эпизоды, возникшие у участников перед встречей в качестве личных образов-спутников, на встрече оказались существующими наяву. Удивительные совпадения и загадочные происшествия люди склонны объяснять привычными парапсихологическими терминами, которые успокаивают цепляющийся за веру в реальность рассудок, но ничего на самом деле не объясняют. Обучаясь из яви влиять на сны, мы освобождаемся от собственной загипнотизированности явью, от самовоспроизводящейся программы делани "реального". Человеческие существа программируют постоянно: наяву и во сне. СБЫВАЕМОСТЬ - всеохватывающее следствие втянутости в самую прочную магию - магию обыденного делания мира, - а вовсе не исключительный феномен. Замечаем мы только то, что сбывается непривычным образом, что имеет НАМЕРЕНИЕ быть замеченным нами, но незамечаемо, помимо и вопреки нашей воле, СБЫВАЕТСЯ ВСЕ /1/. Расхожая идея КАРМЫ, мифы, связанные с астрологией, гаданием, колдовством, телепатией, пришельцами - порождение ТОТАЛЬНОГО МИФА РЕАЛЬНОСТИ, персонажами которого мы невольно оказались /2/. Идея иллюзорности мира, МАЙИ, воспринятая умом, ни в малейшей степени не уменьшает власти этой иллюзии. Скорее философствование об иллюзорности существующего закрепляет наш плен, добавля к арсеналу интерпретаций и способов поддержания воспроизводства видимого мира новое утонченное средство. Только ориентация на реальность по ту сторону сна может "обмануть" программу делания обыденной реальности и судьбы. Создавая себе цель вне ординарной горизонтали, за стенами коридора причинности, в котором мы заперты как смертные существа, мы меняем ВЕКТОР НАМЕРЕНИЯ. *** /1/ - можно привести массу примеров из истории, начиная с достаточно известного совпадения гибели "Титаника" с ее литературным "псевдо-предвиденьем", и кончая вереницей проклятий и предсказаний от Жака де'Моле до Маркса. Однако повседневная сбываемость, программируемость чаще остается незамеченной. /2/ - не отрицая возможности некоторой относительной реальности ряда феноменов и оккультных концепций, автор здесь хотел бы ограничиться коротким ответом всем читателям, у которых это место текста вызвало досаду: "Все не так просто! Все проще - возможно, но только не ТАК просто." 9 НА ГРАНИЦЕ МИФА СОБСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Камень падает - таково его НАМЕРЕНИЕ. Упав, он лежит неподвижно. Если бы он мог изменить вектор своего намерения, то мог бы взлететь, как воздушный шарик. Но хозяином намерения в мире вещей являетс только человек. Не используя этого своего отличия /способности изменить намерение/ он остается вещью среди вещей. Ни заклинания, ни психотехники и оккультные знания не могут сделать за человека его выбор: изменить намерение. Считающие себя магами охотники за властью над силами, тварями и вещами сами остаются ВЕЩАМИ. Они хотят быть больше, чем ПРОСТО ЧЕЛОВЕК, но становятся меньше. Все, что не есть "просто человек", есть только вещь среди вещей. Новыми ловушками человеческого шанса стали словосочетания типа "познай себя", "путь к себе", "открытие себя", "самопознание и саморазвитие" - множество заклинаний, прячущих ИЛЛЮЗОРНОСТЬ МИФА О СЕБЕ. Бесполезно убегать от мифов, вне истинного "я" нет ничего, кроме них. Можно сделать лишь одно: помнить, что мы находимся в мифе - всегда, постоянно, непрерывно. Контроль и осознание во сне дают нам единственно доступный опыт пребывания на границе /мифа, сна, реальности/. Граница пустого пространства принадлежит вещи и пустоте, не принадлежа им. Осознающий себя так же находится на границе. Он во сне, но в то же время и не во сне. Он в обыденной реальности, но не принадлежит ей. Пребывание на границе - это ситуация Силы для изменения вектора намерени 10 МИР ЗА СПИНОЙ Всегда можно отступить туда, где уже был, в то, что уже видел. Это - фундамент яви; узел, связывающий ткань мифа в привычную реальность. Мир за спиной, за границей видимого поля, за границей сознания-события как бы постоянен, проверяем, "очевиден". На пути сновидений эти магические автоматизмы делания мира отбрасываютс За границей видимого поля - реальность сна. За спиной - будущее, которое мы творим, оборачиваясь. И некуда отступать, так как все направления ведут в неизвестное. Одна из самых простых и эффективных медитаций, практикуемых сновидцами нашей группы, - пристальное всматривание в темноту перед закрытыми глазами с фиксацией внимания на периферии видимого поля, на границе бокового зрения /1/. В большинстве случаев именно там ощущаетс некое движение, энергия, питающая смутные или яркие гипногогические образы, появляющиеся в центре темноты. Там, на границе, возникает свечение, при засыпании смыкающее темноту видимого поля, при утрате контроля внимания - заслоняющее его пеленой "никакого" фона, при неконтролируемых вспышках энергии /симптом "патологии" первого внимания/ - заливающее видимое поле плотным ярким светом; - вариантов очень много. Эта граница, отделяющая наблюдаемое от наблюдателя, и есть та сила, которая творит сны и инерционно повторяет образы яви, она делает мир и она же может остановить это делание. ************ *********** /1/ Из текстов группы: "Пpозpачный путь. В пpедлагаемой нами системе, иногда именуемой "магией пpозpачного пути", основной пpинцип - выслеживание себ В пpедельном, концентpиpованном виде он pаботает в медитативных упpажнениях, суть котоpых не силовая концентpация внимания, а спокойное отслеживание его уходов и настойчивое возвpащение. Если пpи всматpивании в темноту пеpед закpытыми глазами Вы на пеpифеpии зpения отмечаете появление каких-то феноменов, ценность пpедставляют не они, а то, что вы отслеживаете свое отношение к ним и благодаpя этому становитесь еще более отстpаненным. Постоянное отслеживание внимания выводит вас все дальше за гpаницы обычного осознаваемого, за пpеделы оpдинаpного существования, в область свободы. Пpозpачность - это такая внутpення ситуация, когда нет ничего, что заслоняло бы Ваше "Я" от самого себ Все отpажения "Я" становятся внешними, наблюдаемыми. То, что вы пpивычно считали собой - pяд искаженных манифестаций чистого сознания и вашей сущности, огpаничивающей вашу свободу. Медитативные упpажнени создают пpедпосылки для отслеживания себя наяву и во сне. Частично вы делаете это намеpенно, но главные достижения появляется как бы сами собой: возникает дистанция между "Я" и событиями. Ваше осознание обживает pанее "слепую" позицию постоянного наблюдателя, смотpящего из вечности. Пpи этом миp наблюдаемый не становится бледнее - наобоpот, он пpевpащается в симфонию пpекpасных смыслов и впечатлений. Вы впеpвые не пpосто баpахтаетесь в его потоке, а видите его. Раньше вы могли утонуть, или вас уносили течения, тепеpь у вас всегда есть беpег и однажды вы сможете пpойти по водам к дpугому беpегу. Вы отстpанены, но не от жизни, а от того, что деpжало ее в плену, и именно тепеpь вы живете вполне, а не уpывками, мгновениями, частями, как пpежде. Разница та же, что между пpозpачным сновидением с полным осознанием и путаным сном. Пpинцип N 2: непpивязанность к методикам. Как только вы овладели какой-либо медитативной методикой в совеpшенстве, вы пpиобpели тем самым в ее качестве pазменную монету, на котоpую можно пpиобpести нечто более ценное. И ваша нова медитация начнется с отказа от методик, с сознательного неделани опpеделенных хоpошо освоенных пpиемов. В отличие от пассивного неделания, это неделание - не отсутствие метода, а нечто большее, чем метод, выход за его пpеделы в ПРОСТРАHСТВО ОЖИДАHИЯ, где пpежние медитации действуют, но пеpестают быть значимыми, как пламя свечи едва заметной тенью в освещенной солнцем комнате. "Выслеживание себя" - теpмин, заимствованный из кастанедийского сталкинга. Hо, пpоводя его последовательно, вы увидите, что это нечто гоpаздо большее и в то же вpемя известное всем pелигиозным тpадициям." **************************************************** /ПРИЛОЖЕНИЕ/ МИР - ТОЛЬКО СЛЕД Внизу маленькие домики и вон, видишь, горы вырастают из зелено-синих теней. Если мы летим, то это, вероятно, сон. Опустись вон в те сосны на горном склоне, потрогай воду, что белеет за ними, холодна-ли она? Холодная? Значит, мы не спим? Ну давай так считать, что ж. Очень вероятно, я даже знаю это место. Или нет, какая разница, ведь мы - бродяги. Уйти-то отсюда всегда успеем. Некуда спешить. Ведь это неизбежно пройдет, исчезнет. Может быть, мы забудем это и этого никогда не было вообще. Так давай постоим на этих камнях, пока они есть. Если увидим дорожку - пойдем по ней. Все просто, ведь мы - бродяги миражей, и нет правил, кроме простоты. Стоим, пока есть то, на чем можно стоять, идем там, где видится путь, и всегда куда-нибудь приходим, чтобы снова смотреть, удивляться, идти дальше - мир за спиной всегда исчезает, нам некуда возвращатьс Но ты понимаешь, это же все так, слова. Быть может, весь наш путь - это только Возвращение, и ничего кроме него, - ничего! Спим-ли мы, или бродим по шумным улицам дня - нет смысла различать уровни наваждений и грез. Верим-ли мы, или сочиняем смыслы вещам и поступкам - нет ничего, на что нельзя было бы нацепить ярлык истинного. Отчего бы не считать нам все-все реальностью? Да на здоровье! Господи, какая разница? Мы - бродяги сновидений. Что случается с нами? Все и ничего. Если ты просыпаешься - какого сна это событие? Если ты умираешь - куда же девается вся твоя жизнь, все дни ее, полные забытых картин и дел, и ночи, полные забытых снов? Все забывается, кто же спорит, но разве однажды забытое может исчезнуть вторично? И эти долины, - волшебная картина, сказка, в которую можно войти, если спуститься со склона и долго-долго утомляться, терпеть москитов и падающих с веток клещей, - всего-лишь земля, и черви ее ждут пищи. Земля, не различающая грызунов и людей, православных и сатанистов, земля, поедающая всех. Такая красота - и такой обман! Память об улицах детства исчезает к рассвету. Миражи тлена, зло и боль таятся в почве, рождающей прекрасные цветы. Которые как мы. Мы ищем дорогу. Но мы все время оборачиваемс И сзади - сады в дожде, деревянные домики прошлого, призраки прекрасного,- обманчивые намеки на вечность, голоса колоколов над комариными топями. Ты же не можешь не догадываться, что есть что-то не отсюда. Там, за полосой тумана, те, что шли до нас, умирая, шептали: "этот мир - фальшивка". Игра света в ручье - все, что осталось в нем от Правды. И от тех, кто шел до нас. Или, пожалуй, скажу так: все, что осталось здесь - от Правды. Просто Правда ушла, а оно осталось. Фальшивка? Разве это важно? Мы - бродяги. И важно только то, что мы идем по следу.