Пересланно из РИМЛа от: Николай кому: All Mon Sep 28 08:05:41

Пересланно из РИМЛа
автор: Николай
кому: All
Mon Sep 28 08:05:41

From: Сергей Тетерин
Subject: двойняшки
Date: 24 сентября 1998 г. 2:49
Мое непродолжительное, но яркое знакомство с коми-пермяцкими колдунами
случилось после окончания первого курса Пермского университета. Вместе с
двумя молодыми учеными (одна из которых была этнограф, другой - уфолог) я
отправился "записывать фольклор" в небольшой город Кудымкар, столицу
Коми-Пермяцкого округа. Я пробыл там всего несколько дней и вернулся домой
даже несколько разочарованным.
По легкомыслию или по недостаточной образованности я не придал большого
значения тому, что увидел и узнал. И только спустя пять лет "проявился"
настоящий результат той поездки - экспериментальный гадальный инструмент
"Двойняшки", созданный мной по принципам древних коми-пермяцких гаданий.
Ну, а тем летом мы сначала навестили двух-трех полусумасшедших
бабок-знахарок, которые рассказывали нам путаные истории о домовых, живущих
на чердаке, и всевозможных способах наведения порчи. Этих нищих, несчастных
старух вряд ли можно было причислить к элите пермского колдовского мира.
Поэтому я с нетерпением ждал встречи с самым уважаемым в округе колдуном,
жившим у пасеки за рекой. Но так вышло, что он исчез куда-то в эти дни, и
нам не удалось его увидеть. Возможно, что и к лучшему, поскольку местное
население заметно побаивалось авторитетных колдунов и, судя по рассказам,
не без оснований. Ведь с точки зрения общечеловеческой этики колдун -
личность темная и абсолютно непредсказуемая.
Вот и женщина, которая согласилась показать нам избу уважаемой колдуньи
Т.Н., упорно держала пальцы "крестиком" и наотрез отказалась зайти за
ворота. И это при том, что репутация у Т.Н. была "светлой" - она излечивала
людей, помогала в каких-то житейских бедах. Слава об умениях этой женщины
распространилась весьма широко. Только за те шесть-семь часов, которые я
провел в обществе Т.Н., к ней в дом дважды заходили приезжие из других
областей. Местные власти даже поставили колдунье телефон, к которому та
относилась с каким-то недоумением. В общем, ее уважали и признавали.
Когда мы познакомились, Т.Н. было уже за восемьдесят. Она выглядела вполне
дружелюбно, но экзотично даже учитывая ее профессию. Глядя на ее живописную
манеру одеваться, нетрудно было предположить легкую "ненормальность"
старухи. Но после десяти минут разговора с ней впечатление менялось
радикально. И я, и мои коллеги были попросту сбиты с толку. Т.Н. очень
тонко и умно рассуждала о самых разных вещах, отвечая на наши вопросы; но
время от времени она неожиданно вставляла шокирующие замечания "не по
теме", которые могли касаться чего угодно. Например, рисунка на стене. Или
моих ботинок. И так Т.Н. добивалась двоякого к себе отношения: она была нам
крайне симпатична и в то же время настораживала. Она как бы мимоходом
напоминала нам, что с ней надо "держать ухо востро". И даже побаиваться
немного.
Кроме всего остального, запомнилось удивительное пение Т.Н. В детском
возрасте она была отдана в старообрядческий скит и провела там несколько
лет. Там и научилась петь... Как же я пожалел тогда, что у нас не было с
собой магнитофона!
За несколько часов я проникся большим доверием к старой колдунье. И потом,
когда мои товарищи ушли, Т.Н. предложила провести для меня "сеанс лечения".
Живому человеку всегда найдется , что лечить, и я согласился. Тем более,
что я просто сгорал от любопытства.
Собственно, сама процедура "лечения" выглядела достаточно просто. Т.Н.
посадила меня на табурет, встала за спиной и принялась шептать заговоры, не
забывая при этом креститься. Затем мне был вручен "заговоренный" стакан
молока, который я не без колебания выпил. Только недавно мне стало
известно, что именно через стакан молока или любого другого питья
коми-пермяцкие колдуны "наводят" самые жестокие виды порчи - тяжелые
психические заболевания, например. Жидкость здесь выступает как бы в роли
посредника, передающего заданную "программу" тому, кто ее выпил. В стакане
могло находиться все, что угодно. Становиться "зомби" мне не хотелось, но
молоко я все же выпил.
После этого я расспрашивал Т.Н. о гаданиях. Забавно, что она отвечала
утвердительно каждый раз, когда я спрашивал: "А такое гадание вы знаете?.."
А я спрашивал далеко не только о картах...
В конце концов я попросил хозяйку дома показать что-нибудь, и был немало
удивлен, когда Т.Н. принесла коробку с пуговицами. С обыкновенными
разноцветными пуговицами разных размеров, какие обычно много накапливается
за годы у бережливой хозяйки. Т.Н. взяла горсть пуговиц и бросила на
скатерть. Собрала обратно и бросила снова, пристально вглядываясь в
получающиеся узоры и сочетания пуговиц. Особое внимание она уделяла парным
сочетаниям.
Честно говоря, гадать на пуговицах я так и не научился. Зато я выслушал
настоящую лекцию о "силе цвета". О том, что белый цвет - чистый и здоровый,
а зеленый - слабый и ненадежный. Красный цвет яростен и неуправляем, а
синий, наоборот, - спокойный, "связанный". Я узнал, что все явления и
события в мире можно описать с помощью сочетаний цветов. И не только
описать, но и предсказать.
Второй важный урок заключался в идее, что "два вместе гораздо сильнее, чем
один и один по отдельности, особенно если эти два одинаковые". Сегодня я
знаю, что у коми двойные, парные предметы всегда воспринимались как цельный
предмет. А один предмет из пары считался "половиной". Оказавшись на месте
окулиста, например, коми-пермяк попросил бы вас закрыть не один глаз, а
"пол-глаза". И весь этот мир в представлениях коми был создан не одним
богом, а двумя - братьями Ен и Омоль (jen и omol').
Ни о чем подобном я и не подозревал, когда разговаривал с коми-пермяцкой
колдуньей. Слушая разъяснения Т.Н. о магических свойствах близнецов, я
вспомнил только историю из книжки про Тома Сойера: "Брат, иди найди
брата!". Помните: Том Сойер, чтобы найти потерявшийся в траве алебастровый
шарик, согласно негритянскому поверью закинул наугад точно такой же. И
нашел оба шарика!
Т.Н. была последним "объектом" моих исследований. После нее ничего изучать
больше не хотелось. Я вернулся в Пермь, сдал записи в университет и получил
зачет по "фольклорной практике". Про пуговицы я не упоминал, как и про
"сеанс" лечения молоком. И на несколько лет эта история вылетела у меня из
головы.
Но года два назад я без каких-либо явных причин стал возвращаться мыслями к
урокам колдуньи из Кудымкара. Я вспоминал разговоры о "силе цвета", о
магических возможностях парных предметов, и многое уже понимал иначе. Самое
главное, я осознал ценность и уникальность гадания по сочетаниям цветовой
гаммы - маленького осколка древней пермской культуры, которая существовала
на берегах Камы с незапамятных времен. Пришествие русских, включение земли
коми в состав Российского государства почти полностью задавили местные
языческие традиции.
Однажды я увидел рисунок украшения, найденного недалеко от Перми на месте
Гляденовского костища. Это украшение пролежало в земле две тысячи лет. В
университетском этнографическом сборнике, где я его нашел, оно называлось
весьма лаконично: "боги-близнецы". Этот маленький древний амулет поразил
мое воображение, я думал о нем постоянно. И понял, что должен как-то
передать дальше то, что узнал в Кудымкаре.
Возможно, я проявил слишком большую смелость. Я модернизировал гадание по
сочетаниям цвета. Вместо пуговиц я сделал два одинаковых кубика из
керамики, каждый по кубическому сантиметру. На грани каждого нанесены шесть
основных цветов: красный, белый, черный, синий, желтый и зеленый. Это -
символ всемогущих близнецов Ен и Омоль, или проще - "двойняшки". Между ними
наступает согласие, когда с легкой руки гадателя на кубиках выпадает один и
тот же цвет. Магический смысл выпавшего цвета заключает в себе ответ на
вопрос, который был задан близнецам.
Многие воспринимают "двойняшки" как своего рода странную шутку. Я ничего не
имею против. Но сам я не сужу о кубиках-близнецах однозначно. У меня уже
есть достаточно свидетельств, что для многих людей "двойняшки" стали вполне
действенным оракулом, способным выдавать "правильные" ответы. Мне кажется,
что все дело в отношении. Кто-то считает "двойняшки" игрушкой - и получает
игрушку. Другие же пытаются открыть в разноцветных кубиках нечто большее.
И, очевидно, получают это.
По крайней мере, дети и подростки легко увлекаются кубиками, схватывая на
лету правила обращения. Выпущенный за счет автора пробный тираж
"двойняшек", оформленных как подарочное издание (два разноцветных кубика
плюс красочная книжка-руководство), разошелся с лестной быстротой. Эта
необычная игрушка (или что они есть на самом деле) еще ждет своих настоящих
издателей.
Что же такое на самом деле "двойняшки"? Даже я, автор, не знаю этого
доподлинно. Они могут быть и могут стать чем угодно...
Сергей Тетерин
К оглавлению

Вернуться