Архив: Новые религии

Новые религии странник All Mar 24 1999
Новые религии buddy странник Mar 26 1999
верa New Age ВК buddy Mar 27 1999
верa New Age странник ВК Mar 29 1999
О рубрике "религии" (верa New Age) ВК странник Mar 29 1999
О рубрике buddy ВК Mar 29 1999
О рубрике ВК buddy Mar 29 1999
О рубрике buddy ВК Mar 30 1999
тяга к бездне ВК buddy Apr 5 1999
В коллекцию списков BK buddy Apr 13 1999
В коллекцию списков dubrovsky BK Apr 14 1999
В коллекцию списков BK dubrovsky Apr 14 1999
В коллекцию списков МЕ BK Apr 15 1999
и не только в элитарных коммунах... BK МЕ Apr 15 1999
и не только в элитарных коммунах... МЕ BK Apr 16 1999

Новые религии

from: странник to: All

Наш клуб, как Ноев ковчег, мы на нем спсаемся от чего то: каждый видимо от своего.ВК подал хорошую идею открыть новую тему.Хотя старые религии с толстыми корнями заслужили большее уважение, мы о них более или менее что-то знаем, а о новых созданных и не "поднятых" или не развивающихся религиях, или о попытках их создать не все знают.Как Рерихи со своей художественной фантазией попытались создать слияние Буддизма и христианства, окрасив это дело в тона "Цветов сада Мории" или похожее по своему цветочному оттенку "Роза Мира" Д.Андреева.А почему, собственно говоря цветочное все такое?Заодно можно попытаться подискутировать на тему сект, типа "Сенрике",что такое "Рейки" и т.п. Тема сама по себе огромна.Если еще попытаться вспомнить религиозные оттенки ОС, то в принципе тема не сильно далеко уйдет от темы клуба.Моей жене например снятся постоянно какие-нибудь знаменитости,она то спасает ельцина, то общается с Чубайсом,то в гостях у Пугачевой (и все прекрасные люди).А тут приснился ей ИИСУС.Он сказал. что все будет нормально.Будем надеятся...

К оглавлению

Новые религии

from: buddy to: странник

Вау ! Огромность темы просто подавляет. Но тема безусловно очень интересная.
В последнее время (10-30 лет) появилась масса "новых религий" и обновлённых версий старых. Например:
1. New Age
2. Теософия (Блаватская, Рерих)
3. Неошаманизм (Кастанеда, Харнер)
4. Сайантология
5. Молодёжные христианские организации (Московская Церковь Христа)
6. Life Spring, Синтон, Фиолетовые
7. и т.д.
Во всех них явно прослеживается социальный аспект. Люди сейчас стали более разобщенными , одинокими и нуждаются в каких - то формальных поводах для общения. Поэтому такие организация дают такую возможность и даже позволяют почувствовать свою избранность и исключительность.
На этом аспекте вопроса думаю задерживаться вообще не стоит.
Второй аспект - собственно связь с высшими планами бытия в "новых религиях" выражен слабо. И его лучше изучать не в организациях, а на их основателях.

К оглавлению

верa New Age

from: ВК to: buddy

Вообще сам список сомнителен. Life spring, например, я видел занесенным в число "религий" только в каком-то ужасном списке "деструктивных культов" в какой-то полу-ведомственной, полу-церковной книжке. Хотя против рассмотрения Life spring или даже многоуровневого маркетинга в этом контексте я ничего не имею. Но, если так перечислять, то конечно связь с высшими уровнями бытия выражена слабо. В дианетике ее вообще нет - и ничего, сами себя церковью называют. Только тогда надо быть последовательнее, чем авторы случайного списка, и включить сюда же первое из выражений веры New Age - марксизм-ленинизм.
А вот шаманизм, пожалуй, изъять.. запутаемся.
Вера New Age - это единая тенденция вообще, возникшая на основе веры в прогресс человечества, жизни, эволюцию и проч.
Тема действительно необъятная. Ну и пропади она пропадом..

К оглавлению

верa New Age

from: странник to: ВК

Тема действительно необъятная. Ну и пропади она пропадом.. Удаляй Федор.А то что-то давно не было чисток.Можно несколько тем напрочь почикать, которые не пошли...

К оглавлению

О рубрике "религии" (верa New Age)

from: ВК to: странник

Вот писал-писал, а зависло все - придется по-новой. Не знаю, что получится, - по второму разу всегда что-то не то выходит...
Прежде всего, я хотел бы прояснить свое отношение к этой рубрике. Сам я ее не решался открыть потому, что вся структура сайта "не готова" к ней. Возможно, что она действительно на этом именно сайте не нужна, - к сожалению, мы все еще не определились с его концепцией (но это - отдельный разговор, и я веду его с доном Федро по почте).
Планируется открытие второй Мерлин-клубовской конференции на норне Ланом, - и я предполагал именно там развернуть описания культур "левой и правой стороны", социо-психологические, культурологические рубрики и рубрики на отдельные эзотерические тематики.
Но пока сохраняется неопределенность со второй конференцией, почему бы и не попробовать высказываться здесь? Только я бы не ограничивался новыми культами. На мой взгляд, как раз о них зачастую нам известно больше, чем о традиционных системах. Много шума, много публикаций, передач и т.п.
Но новые культы и религиозная проблематика - это, как минимум, две разных темы. Новые культы - явление социо-психологическое, связанное с тем, что старая культура уже не способна адекватно отвечать на вызовы времени, с уязвимостью человека перед "магическим мифом", производство которого в условиях зыбких границ нынешнего "тоналя человечества" оказывается все более профанически-доступным.
Интерес к традиционным системам - другой случай: в разных рубриках часто возникают ненужные (там) разногласия, связанные не с темами рубрик, а с разными мировоззренческими контекстами, в которых находятся сновидцы. Пример - ну хотя бы шиваит vira. Он-то хоть "назвался", а у других принадлежность к некоторой парадигме есть, но не декларируется, а иногда и вовсе не осознается.
Да и много-ли мы знаем о традиционных "проходах за границы ординарной реальности", "мостах" и "ковчегах", создававшихся веками? Мне кажется, что про мунитов и иеговистов, благодаря СМИ, сейчас знают больше, чем про исихазм или каббалу, апофатику Дионисия Ареопагита или мистицизм Мейстера Экхарта и Беме, хасидизм или даже "модный" суфизм.
Кроме того, теология - едва-ли не единственный пример науки, имевшей, и не без успеха, дело с иррациональным, что особенно интересно в связи с проблемой, поднятой в "астральных опытах" (кажется) в теме "наука о сне". Вообще причин, по которым разные аспекты этой необъятной темы нужны, не перечесть. И, хотя я сомневаюсь в возможности полноценного раскрытия их в рамках одной рубрики, я все же предлагаю пока ее сохранить и - попробовать. Посмотрим.

К оглавлению

О рубрике

from: buddy to: ВК

А разве "магический миф" это плохо ?
По Кастанеде в человеке есть две части тональ и нагваль. И обе должны себя выразить. Это было бы даже естественно.
Меня в "новых религиях" как раз и смущает невыраженность "магического" аспекта.
И кстати что такое левосторонние культуры ?

К оглавлению

О рубрике

from: ВК to: buddy

Немного поясню свои термины. Мифом я вслед за Лосевым называю "описание мира", в котором живет человек.
Извините, господа, прискорбное событие - написал я тут внятно и подробно, да щелкнул на дурацкую кнопку "очистить", а по второму разу писать - нашли дурака... в другой раз. ;-))
Эх, тяжко... но коротко так: то, что миф можно заменить, что им можно манипулировать, и было сутью эзотерических знаний всех времен, но только в наше время, с появлением СМИ, феномена толпы, рекламы и пропаганда, такое вмешательство стало доступным "профанически" и широкомасштабным.
Можно создать искусственное описание мира со своими границами возможного и невозможного, своими богами и демонами. И оно будет работать "как настоящее". Мифы бывают тотальные, охватывающие все существование, определяющие восприятие, и "маленькими", чисто идеологическими. Но природа их одна. Мифы действуют магическим образом. Именно об этом я и говорил, я вовсе не против "магических аспектов" КК - речь совсем о другом.
"Культуры левой стороны" - очень условное понятие, им можно пренебречь. Это культуры, выступающие против общепринятого, работающие на энергии какого-либо мифа, но направленные против него. Все субкультуры, подростковые "контркультуры", различные маргинальные эзотерики с их "левыми путями", вобщем, список большой. В архивах где-то есть переписка с редакцией "Панорамы" о правом и левом, можно ее тут где-нибудь втюрить с новыми комментариями (вообще мы у Лана хотели соответствующую рубрику открыть, но посмотрим).

К оглавлению

О рубрике

from: buddy to: ВК

Миф - это описание мира в котором живёт человек. Определение несколько неудачное, т.к. со времён И. Канта: Мир - это всего лишь описание.
Думается, что все описания мира равноправны. Истинные и неистинные (искусственные и которыми можно манипулировать) появляются, когда в обществе начинается борьба за власть.
С этой точки зрения, основной претензией государства к "тоталитарным" сектам является то, что они оттягивают из оборота средства производства. Таже проблема была с хиппи.

К оглавлению

тяга к бездне

from: ВК to: buddy

Мне нравится, что мы говорим на одном языке. Просто потуму, что это удобно.
А вот по поводу сект -IMHO, не совсем так. Идеологическая власть, за которую идет борьба, имеет мало связи с производством и т.п. Твои слова можно понять так, что секты "экономически вредны", а государство ведет себя как здоровый прагматик. В действительности, имеется лишь достаточно безумная борьба за обладание всем с обеих сторон, - всем, от отдельного сердца до вселенной. ЕЕ безумие именно в том, что государство, как и любая секта, не ставит целью удовольствоваться некоторой часью. Ему нужно все и больше.
Если когда-то Чингиз-хан сказал своим десантникам: "идите на Запад, и все, что возьмете - ваше" - он все же обозначил некоторый предел: "до западных морей".
Стремление выйти за все границы - чисто современный симптом, симптом как раз нарушения границ конвенциональной реальности, космоса, некоторого исторически сложившегося "пространства допустимых инициатив в описании мира". По-сути, это из того же ряда явление, что и "безупречные оноприенки" из рубрики "добро и зло".

К оглавлению

В коллекцию списков

from: BK to: buddy

Просто в порядке информации, еще один “списочек”, из выступления представителя "Московского Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий и тоталитарных сект" на 3-ей конференции по психиатрии (27 июня 1998г, см.
http://info.sandy.ru/socio/public/youth/comitdoc/speach_1.html):
---------------------------------------
“. Назову наиболее известные из них, по которым есть обращения в наш Комитет: отечественные религиозные:
Белое Братство, Богородичный Центр или Церковь Божьей Матери преображающей, Церковь последнего Завета Виссариона, Ревнители истинного благочестия или
Церковь Петра; Зарубежные: Церковь саентологии или Центр Дианетики, он же Гуманитарный Центр Хаббарда, Церковь Объединения Муна, Свидетели Иеговы, АУМ СИНРИКЕ, Церковь Христа или бостонское Движение, Общество сознания Кришны, Семья или дети Бога; множество корейских сект, одна из которых Живой поток или Свидетели Ли, Психологические курсы "Пойми себя и других"
под руководством Билла Кволлс-Ридлера, так называемые "фиолетовые", Духовный Университет Брахма Кумарис, Духовный Центр Сатори (Россия), Педагогическая
секта "Юнивер", Психологический колледж; секта-коммуна под руководством Столбуна-Стрельцовой, занимающаяся псевдопедагогической и псевдомедицинской деятельностью. медицинская секта, возглавляемая доктором Трофимчуком в
г. Новосибирске. “
--------------------------------------------------
Тут меня удивила хронология. Текст доклада явно был приготовлен не позже 1994 года и с тех пор не редактировался, что странно. К 1998-му году некоторых названных уже не существовало, а половина прочих утратила актуальность.
Но это еще что... Я как-то листал книжку “секты”, не помню автора, там, кроме буддизма, еще и ислам кратенько описан...
Всюду секты вобщем.
Хотя, справедливости ради, скажу, что попался мне как-то в какой-то конфе и очень качественный анализ внутри-сектантской психологии, причем автор - православный. Он отмечает такие, например, особенности секты, как создание своего “птичьего “ (как тут Марча писала) языка, который наряду с прочими факторами как бы изымает сектантов из нормального информационного пространства, создает ощущение взаимопонимания, отчужденности и исключительности, и, что важно, в замкнутых и “плотных” общинах все чувства усилены - как взаимная симпатия, так и неприязнь, - отсюда восторженность, почти наркотическая зависимость от “своих”. Это, сколько я могу судить, именно так, хотя меня “механизм” заинтересовал даже больше фактической достоверности.
Если, кстати, сам “Комитет по спасению” - типичнейшая секта, (Во-первых, соответствует всем определениям “тоталитарной секты” или “деструктивного культа”, которые когда-либо кто-либо пробовал сочинить, во-вторых - превосходит все перечисленные в списке организации по количеству медицински невменяемых членов ), то центр “Сатори” вообще влип в этот список непостижимым образом: это очень маленькая была группа, состояла она из Аллы Суворовой, действительно девицы не без некоторого закоса на харизму, но не более, и трех ребят, сочинявших на ее стихи романтически-”духовный” рок вполне в рамках нью-эйджевского пафоса, - они были “представлены общественности” на шестой открытой встрече Мерлин-клуба и очень понравились некоторым дамам...:-) Эх, печальный был день: эзотерик Петя пришел вдребедень пьяным, привел какого-то шведа, обалденно игравшего на волынке, отбивал ритм пивной банкой по столу а выходя помочился у дверей “Лицея”, который не замедлил отказать нам в аренде.... С тех пор Мерлин-клуб стал чисто виртуальным, а с Петей я прекратил обмен опытом. Жаль, - сильный спец был. Войти в сновидческий контакт мог прямо во время разговора, не отрываясь от пива... Вот странно-то: всех этих персонажей я забыл включить в список перепросмотра! Спасибо сабжу, теперь включим-с... :-)
(Попутно, вопрос читающим: как думаете, может-ли такое мемуаро-подобное индульгирование помочь в перепросмотре?)
Сейчас пока пишу, по радио перечислили темы, о которых намерены сегодня говорить: “...Туринская плащаница, Кепка Лужкова...” - мне как-то символично показалось...

К оглавлению

В коллекцию списков

from: dubrovsky to: BK

ВК, а стоит ли на них (секты) заморачиваться ?
По - моему скромному разумению секты выполняют вполне определённую социальную функцию и к духовности (в смысле Нагваль, Абстрактное, Дух) не имеют никакого отношения. Возможно основатели сект имели духовный опыт один раз в жизни и потом всё оставшееся время пишут о нем. Впрочем и в официальных религиях эти функции разделены: есть пастыри, а есть отшельники.
У Пелевина была такая мысль, что сейчас торгуют не товаром, а идентичностью. Т.е. купил кроссовки Reebok - значит спортсмен, Camel - путешественник, Marlboro - ковбой. Тоже самое и с сектами, они позволяют почувствовать себя духовным. Но кажется это для бедных, по типу слабо купить мерседес, тогда всем и прежде всего себе говорится, что я - духовный, и мерседес мне ни капельки не нужен. Когда Castaneda писал, о том что в магию сами идут только "разбитые горшки", он кажется имел в виду именно это.

К оглавлению

В коллекцию списков

from: BK to: dubrovsky

Все именно так. Потому это и интересно. Просто тут недоразумение с темой вышло - я хотел открыть раздел о религиях и эзотерических традициях Европы, а странник меня не так понял или еще что, неважно, но как бы в итоге вылезла тема сект. И я вспомнил про еще один свой прожект: открыть тут раздел социо-психологии. Вот секты они как бы сюда...
Блин, до чего эта вшивая связь линяющей по весне норны нервирует, толком-то и не напишешь ничего...:-((
Короче, именно вот тут я бы отложил в сторонку на время КК, а Пелевина бы, напротив, прочел бы. Мысль о само-идентичности как товаре - очень даже к месту. Это то, о чем я и хотел бы говорить в разделе "социо-психологическом".
Религии - по замыслу, совсем иной раздел. Но пока пусть и они тут. Это - тема традиционных путей (или убежищ - по Калинаускасу), о которых на самом-то деле не так уж много нынче знают. Ну в самом деле, не писать же в рубрику "медитаций" рядом с ТМ про исихазм! Просто все исказится. Хоть методики и схожи, но опора тут глубже методики.

К оглавлению

В коллекцию списков

from: МЕ to: BK

Про секты хорошая тема, про механизмы - так и есть, и не только псевдо-религиозных движениях, но и во вполне светских (некоторых) элитарных "комуннах" с закосом под духовность. Добавить мне пока нечего, но буду читать с интересом.

К оглавлению

и не только в элитарных коммунах...

from: BK to: МЕ

это вообще частое явление - образования таких сред. Все подростковые тусовки и не-подростковые артистически-контркультурные - из той же песни. Потму все эти субкультуры и больны идеей суицида.
IMHO, связано с обсуждавшейся уже темой ганиц и их фиксации как потребности человеческой формы.

К оглавлению

и не только в элитарных коммунах...

from: МЕ to: BK

Да, точно связано. Мы с Эрлином как-то обсуждали эти тусовки и получилось, что там есть одна на всех надежная граница "мега-личности", а внутри группы границы путаются и не понятно, где кончается один человек и начинается другой, состояния и настроения телепаются, бывает всех со всеми трах (т.к. нет расстояния, а не из-за всеобщей любви, хотя изнутри кажется, что это любовь и есть), и много еще всякого разного там бывает, долго рассказывать. Но любопытно все это очень.

К оглавлению


Вернуться