О себе

О сайте
О Мерлин-клубе

О сайте
Так уж сложилось, что практика показала - немногие посетители сайта "правильно" понимают его концепцию. Методологическая и, если хотите, идеалогическая позиция Мерлин-клуба в данном случае преломляется прежде всего подходом сотворчества. Т.е. этот сайт не может быть порождением только Федора Горбатова (как веб-мастера), или только Владимира Котова (как "родителя" Мерлин-клуба) или еще кого-то. Сама тема сновидения, вто, снов и пограничного опыта вообще будет лишина смысла при такой попытке рассмотрения, поскольку по сути является глубоко индивидуальной. Тот опыт, который имеют люди в данной области, часто не нуждается ни в комментариях , ни в обсуждении. Но попытка создать сайт - это прежде всего попытка дать возможность получить людям такой опыт, либо расширить его.
И в данном контексте единственно возможной на мой взгляд предствляется такая форма взаимодействия, как создание некой "Студии сновидений" или, выражаясь популярным сегодня языком менеджмента ,"Рабочей группы/групп". Следовательно, самая идея студии или группы предполагает сотрудничество, некое со-действие, в прецессе которого создается нечто, что вполне возможно, не является самоценным, но сам сам процесс взаимодействия двигает, изменяет людей, дает возможность им открывать новое, обогощать и расширять свой опыт.
Было бы не вполне верно назвать такую форму взаимодействия "Школой сновидения", т.к. в школе есть кто-то, кто учит, и кто-то, кто учиться, эти две позиции жестко регламентированны. В студии нет учителей, гуру и послушных учеников, в студии есть "свободные художники", у каждого из которых свой стиль работы и своя цель, и для них студия - возможность обмена опытом и его приобретения, возможность сотворчества. Поэтому правильно было бы назвать этот сайт некой "рабочей площадкой", где те, кому это может быть надо, пытаются строить пространство, способное стать дверью в иные миры, иные реальности.
Участие каждого из посетителей в жизни сайта зависит от его желания, способностей, возможностей. Это могут быть идеи непосредственной работы со снами, помощь в реализации сайта, статьи, мысли, обсуждение тем в конференции и чате.

Жду ваших откликов, советов, участия.

Немного истории.

В 1992 году было объявлено о создании Мерлин клуба и его внутреннего ядра - "информационно-аналитического центра МЕРЛИН". Мерлин-клуб - не организация с фиксированными границами. Это, в некотором смысле, "культурное пространство", "магический миф". В 1993 году в переписке по темам пограничных явлений участвовало около 2 тысяч человек - и все они были в тот период "Мерлин-клубом" в широком смысле слова (а "узкого" смысла применительно к этому в значительной мере виртуальному проекту и не существует). В 1994 году на открытых встречах Мерлин-клуба побывало более 600 человек - и все они были "Мерлин-клубом", какие бы организации и группы ни представляли. Это был (как и в переписке 1993 года) столь пестрый контингент, что вне М-клуба невозможно представить себе "культурных пространств", в которых он мог бы быть собран в подобную динамическую целостность - Это и представители "официальной" науки (психиатры, психологи, социологи), и руководители весьма разнородных "центров духовного развития", и представители разных конфессий и культов, и частные лица с неординарным опытом в соответствующих областях.

В тот же период времени было проведено четырнадцать "круглых столов" аналитического центра "МЕРЛИН", для которого упомянутые выше открытые мероприятия являлись в первую очередь моделью "иррациональной составляющей" всех происходящих в обществе и мире процессов, необходимой для отработки новых методов и подходов к изучению психической культуры, ее норм и аномалий, достижений и недостатков, кризисных проявлений и здоровой преемственности.

"Ядро" клуба условно разделилось на три взаимосвязанных структуры: группа анализа, группа опыта и группа действия. Группа действия создавала все внешние формы М-клуба - встречи, издания, конференции. То есть она превращала его из бесплотного проекта в магический миф. Группа анализа "собирала плоды" этих "выходов в мир". А группа опыта, говоря упрощенно, имела дело непосредственно с иррациональным, с границей ординарной реальности. И именно она определила магистральное направление исследований после завершения "периода встреч и презентаций". В конце 1994 года была создана Школа Сновидений, тематике которой и посвящена преимущественно эта страница - новое воплощение Мерлин-клуба, виртуальное ничуть не больше, чем все предыдущие.

Сновидения - это самое удивительное из "пограничных состояний", и в то же время - общедоступный опыт. Можно по-разному называть те пространства, которые окружают известный нам мир и проникают в него - иррациональное, хаос, нагваль, коллективное бессознательное и т.п. За каждым названием стоит некоторая концепция, имеющая достоинства в качестве рабочего метода, но отнюдь не универсальная. Можно изучать это "иное" опосредованно: например, в поиске связи социальных катаклизмов и землетрясений, или через "мониторинг коллективного бессознательного" по материалам описанных выше встреч и переписке, но можно и напрямую выйти к границе конвенциональной реальности через создание даже не просто новой науки, а - новой культуры, - культуры иррационального, культуры "вне-культурного", "левой половины мира" - экспансии сознания в прежде чуждые ему области, лежащие по ту сторону снов.

Вместе с тем параллельно "группе опыта" продолжается и работа аналитического центра, кем-то из журналистов довольно удачно охарактеризованная как "мониторинг коллективного бессознательного". (справка от 1.IX.98)

Ниже приводятся фрагменты текста, открывавшего третий вестник (полностью - в библиотеке) Мерлин-клуба и адресованного участникам шестой открытой встречи 4 октября 1994 года - именно той на которой была собрана первая группа тренинга "Пути Сновидений" и таким образом положено начало выбору новых приоритетов в работе центра "МЕРЛИН":

Информационно-аналитический центр "МЕРЛИН" и МЕРЛИН-КЛУБ

МЕРЛИН-КЛУБ - это весь спектр внешних, общедоступных, презентативных форм деятельности Центра "МЕРЛИН". Клуб не имеет жесткой, формализованной структуры. Клуб - это возможность встреч и свободного общения специалистов самых разных школ и направлений, руководителей и представителей центров, клубов, издательств, а также частных лиц, так или иначе имеющих дело с пограничными областями ординарной (конвенциональной) реальности, с иррациональными сторонами индивидуальной или коллективной психологии.

Участие во встречах Мерлин-клуба подразумевает терпимость и интерес к иным, иногда очень далеким формам деятельности, системам верований и, главное, к иному языку, иному способу описания, окультуривания иррационального, "предельного и запредельного". Мы не ставим своей задачей усугублять смешение языков и традиций, напротив, существующий информационно-понятийный хаос, весьма часто явленный в виде попыток синтеза разных систем или создания универсальной новой системы, нового языка, является тем, от чего мы хотели бы уйти.

Мы считаем, что в потоках нарастающего информационного хаоса и атмосфере конфликтности, пронизывающей все уровни существования человека в современном обществе, в пост-советском "Вавилоне", создание даже малой территории мира и внятности увидеть и услышать других минуя обычные пропагандистски-рекламные и потому отчуждающие, дезинформирующие способы подачи информации, является тем минимальным и безусловным благом, которое мы способны создать.

ПОГРАНИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Обычно мы объясняем Мерлин-клуб как объединение людей, так или иначе имеющих дело с пограничными областями ординарной реальности или с пограничными состояниями сознания. Спектр профессионалов и любителей здесь весьма широк и вне Мерлин-клуба они, как правило, принадлежат разным культурам описания мира, нередко взаимоисключающим (например - контактерство и психиатрия, рационально-эмпирическое исследование аномалий и безразличное к рациональным мифам оперирование иррациональными силами и т.д.)

В действительности нет людей, которые в своей обыденной жизни не имели бы дело с пограничными областями. Поэтому осознанное выделение человеком соответствующих интересов и тем свидетельствует в большинстве случаев о наличии проблемы, связанной с явлениями границы. Таким образом, Мерлин-клуб стремится сфокусировать разноязыкий опыт проблем, конфликтов, возникающих при сознательной ориентации человека на феномены границы или порождающих такую ориентацию.

Общий знаменатель этих проблем и конфликтов для нас является ключом к пониманию конфликтности в обществе вообще, тотальной конфликтности, пронизывающей все виды отношений - между индивидами, коллективами, группировками, нациями, человеком и космосом и т.д.

В системе ценностей центра "Мерлин" важнейшее место занимает сохранность традиционных и установление новых ориентиров, маяков в условиях катастрофически подвижной топографии границы космоса и хаоса, ординарной реальности и ирреальностей, претендующих на реальность. Мы считаем, что в кризисные периоды человеческой истории всегда имело место изменение границы реальности в той или иной мере, но данный период, состоящий из больших (до нескольких столетий) и малых (десятилетий и лет) с наименьшим риском преувеличения может быть описан как период катастрофического прорыва границы или канун такового.

Граница реальности - явление невообразимое и любые аналогии здесь ложны, но мы вынуждены использовать достаточно вольно некоторые символы, картинки, от которых всегда готовы отказаться. Прежде всего границу удобно рассматривать именно как границу, то есть некую черту, по эту сторону которой лежит знакомый нам мир и порядок с его причинно-следственными связями, законами, временем и т.д., по другую - все не это. С другой стороны, граница скорее похожа на нить, из которой соткана сама реальность.

В периоды относительной устойчивости границы в человеческих обществах существуют развитые традиционные способы "пограничного поведения", ритуалы, религии, - то, что мы называем культурой иррационального. В период смешения и кризиса традиций, вавилонского смешения культур, разгула популяризаторства и профанации осколков эзотерики и связанного с этим оккультного экспериментаторства старые проходы могут оказаться опасными или отсутствующими, в то же время появляется множество новых дыр, проломов, провалов.

В целом в мире происходит накопление аномалий. Этим объясняется то, что наше отношение к чародейству, спиритизму и всякому вольному обращению с границами ординарной реальности, мягко говоря, настороженное. Как известно, членство в центре "Мерлин" подразумевает отказ от магии. Мы расширили понятие магии практически до всех видов человеческой деятельности, в результате отказ от магии оказался недостаточным - потребовался совершенно новый подход к слову и действию.

3-й вестник завершался информацией о тематике семинаров и внутренних конференций центра "МЕРЛИН", в некоторой мере сохранившей актуальность и сегодня. Если у Вас есть желание высказаться по этим темам - пишите в нашу конференцию. Если Вы хотите предварительно ознакомиться с нашей позицией - пишите нетмэйлом на ............

(Темы "круглых столов" и закрытых семинаров 1993-1994 гг)

1. Новые информационные структуры и кризис традиционного общества как живого космоса самоорганизующихся информационных связей. Исторические аспекты: книгопечатание и распад средневекового космоса, пресса и появление феномена толпы; радио, телевидение и регрессия общественного сознания от исторического государственно-культурного до национально-животного. Манипуляторы и манипулируемые (сравнить с аналогичными периодами в кризисных точках истории). "Новая магия" и актуализация проблемы зыбкости границ реальности в ближайшем будущем (выход на первое место среди всех отраслей деятельности индустрии развлечений, сверх-наркотики и их эквиваленты, компьютерная психоделия и пр.). Что делает человека уязвимым?

2. Истина в подвижной, неустойчивой реальности. Этическая реальность. "Надувательство магов" и его традиционные эквиваленты ("не-ответы"). Ответственность "аккуратных магов" в условиях общедоступности магического арсенала (множественности описаний мира).

3. Архетип "Мудреца" и "Тайной власти знающих". Качества, делегируемые коллективным сознанием архетипу тайной власти, становящейся частью коллективного бессознательного. Иезуиты, масоны, Шамбала, астральные иерархии, НЛО и пр. Мессианские и апокалиптические культы. Последствия исчезновения из социального космоса образа "мудреца" (гарантия правды мира, отсутствие у "знающего" своих интересов в мире, его отказ от власти, над-мирность), заполнение образовавшегося разрыва и связанные с ним фобии. Прогноз дальнейшей динамики "спроса и предложения" в коллективном бессознательном. Место кризисных процессов СССР-СНГ в общемировом переходном периоде. Вера в чудо как свойство кризисного сознания.

4. Связь конкретики взаимодействия центра "Мерлин" с частными лицами с пониманием глобальных процессов. Как помочь человеку, пришедшему за чудесной помощью или ответом на заведомо неправильный вопрос? Как сменить его способ спрашивать, требовать и ожидать на продуктивную самообращенность? Сравнение древнейших, традиционных и современных методов помощи, участия (докультурные - традиционные - современные: вождь стаи - царь - политический лидер; толкователь знамений, заклинатель - Мудрец - психоаналитик и др.) Возможные позитивные варианты ("мудрец-трикстер"?). Участие центра "МЕРЛИН" в зарождении живого космоса информационных связей.

Одновременно с завершением периода открытых встреч и презентаций осенью 1994 года под руководством Дмитрия Олеговича Георгиева начала работу и экспериментальная группа "сновидческого тренинга", довольно скоро ставшая школой со своими традициями, методиками и предпочтениями. В настоящее время директором Школы Сновидений является основатель этого сайта Федор Владимирович Горбатов, завучем - Николай Витальевич Клевенский, и ночным сторожем - Владимир Владимирович Котов.

ИВАН БОДХИДХАРМА ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО.

Новые комментарии к старым темам.

Темы семинаров аналитического центра "Мерлин" 1994 года в "Вестнике" описаны кратко, конспективно, и сделано это намеренно - мы не хотели заранее сковывать читателей нашими интерпретациями, ожидая живой дискуссии, новых мыслей, идей, вопросов, формулировок.

Последнее, - формулировки, - не менее важно, чем все остальное. Специфика предмета - "культура иррационального", - требует в том числе и поиска новых словесных сочетаний, катализирующих осмысление, приближающих сознание к границам возможностей языка. По-существу, эта творческая обращенность вербального к невербальному, будь то сновидческий хаос до-реальности или так называемое "коллективное бессознательное", является чисто журналистской задачей. Роль прессы в массовом сознании известна, но существующие в настоящее время журналистские стили мысли, игнорирующие иррациональную составляющую описываемых процессов, избегающие метафизических обобщений и привязанные к эфемерной важности временных сенсаций остаются беспомощной подменой информации и анализа.

Таким образом, одна из центральных задач может быть сформулирована как выработка жанров и методов новой журналистики. К этой задаче в 1995 г. обратился Николай Винник в журнале "Тональ", собрав тексты интересных авторов, формально не входящих в Мерлин-клуб (Чернышова и Рыженкова), и одновременно обратившись к одному из оригинальных опытов "культуры иррационального" прежних лет - так называемому флекс-движению (нынешние лидеры: Ф.Минлос, А.Черный, А.Субботский и М.Смекалкин).

Необходимость нового журналистского подхода сейчас еще более очевидна, чем в период написания статьи "Кризис реальности" (не случайно именно на нее ссылается, спустя пять лет, в своем обзоре нынешней ситуации открытого кризиса Григорий Точкин http://www.cityline.ru/politika/gvb.html).

По текущей прессе складывается впечатление, что экономический кризис в России августа 1998 года - нечто сугубо отечественное, локальное и чуть-ли не случайное. Не предпринимается сколько-нибудь серьезных попыток панорамного взгляда на происходящее, позволяющего увидеть локальный кризис как часть общемирового процесса, как раннюю стадию подхода всей человеческой истории к "точке бифуркации", краху всех ранее стабильных политических, экономических, государственных, национальных и религиозных структур, к наступлению не просто календарно нового тысячелетия - но качественно нового времени.

Сам термин "кризис" подразумевает временность, обратимость. Однако происходящая смена эпох - отнюдь не временное явление, пережив которое, как некое стихийное бедствие, можно заново отстроить все по старым схемам. Старое умирает, и умирает болезненно. За разговорами о "новом мировом порядке" часто стоит иллюзия, что мы уже знаем, какова та реальность, в которой окажется мир, вынырнув из мучительного провала переходного периода "сновиденческого беспорядка". Мы не только не можем этого знать, но и задача должна быть понята совершенно иначе: никакая реальность более не пленит человека, никакая структура не окажется убежищем, - вызов абсолютно неопределенного будущего должен быть принят во всей его полноте, принят с мужеством персонажей Карлоса Кастанеды, способных "верить не веря", достоинством Арджуны, готового действовать независимо от результата, и парадоксальной беззаботностью бабочки, которой приснилось, что она - Чжуан Цзы.

Уникальность опыта люцидности в том, что он создает новые координаты самоидентичности человека. Внешняя стабильность перестает быть определяющим фактором, а "реальность" - убежищем. Универсальны не законы развития, на которые с благодушным оптимизмом надеются идеологи New Age, - универсально само движение: когда человек заперт в безвыходной ситуации, он меняет правила.

29.IX.98

ОБРАЗ МУДРЕЦА (Новые комментарии к старым темам)

Итак, выработка нового языка описания глобальных процессов - это в том числе и обычный журналистский подбор определенных сочетаний старых слов и терминов ("Простые слова, странные связи"). Само словосочетание "культура иррационального" (журнал "След", 1989 г.) - маленькое, но ценное изобретение. Существовавшее до него "психическая культура" (в одноименном журнале Питерского самиздата тех лет) синонимично ему лишь отчасти. Ясперс совершенно правильно подчеркивал, что новое отношение к языку требует видеть в словах не ярлыки объектов реальности, а лишь указатели движения мысли, намеки на направления к неким несловесным смыслам. Ясно, что ни один из используемых при описании культуры иррационального фразеологизмов не сводим к семантически однозначным понятиям.

По этой причине мы охотно используем инструментарий многих прежних мыслителей, - "архетипы" и "коллективное бессознательное" Юнга, "пассионарность" Льва Гумилева, - не принимая их интерпретаций, то есть используем отнюдь не в качестве научных понятий, а как "указатели" на некий трансцендентный по отношению к речи смысл.

Эти термины у создавших их авторов схватывали замеченные ими конкретные явления, а не рождались из теоретизирования, каковое было по отношению к ним вторичным. Из теоретизирования же рождались восновном понятийные монстры, типа Гумилевской антитезы система-антисистема, совершенно неприменимой к реальному историческому процессу.

Говоря, к примеру, об архетипе "мудреца" в коллективном бессознательном, мы никоим образом не отсылаем читателя к Юнгианским концепциям. Что такое архетипы и какова та субстанция, в которой они существуют вне индивидуальной психики - вопрос открытый. Отчасти, возможно, на него отвечает опыт нашей группы в создании общего сновиденческого пространства, в использовании "образов-спутников".

Мудрец - человек, не имеющий корысти и никак не вовлеченный в происходящее, но наблюдающий и понимающий его, - существовал во всех традиционных культурах, как развитых, так и архаичных. В современном обществе эта ниша свободна, но "коллективное бессознательное" готово спроецировать образ недостающего персонажа на любого отвечающего соответствующим ожиданиям человека или даже организацию (будь то Солженицын в начале 90-х или Махатмы Шамбалы).

В традиционном информационном космосе мудрец был "гарантом правды" - вовсе не обязательно всем эту правду знать, но само то, что кто-то ее знает и, следовательно, "объективно" она есть, создавало психологический комфорт. В индустриальное время, с развитием СМИ, мудрецы не то что бы перевелись, - они просто выпали из информационных взаимосвязей, определяющих жизнь общества. В результате массовое сознание оказалось в мире, где правды просто не существует, "у каждого - своя правда", правда - это только версия. Обычное сознание не способно жить в мире версий, отсюда - преувеличенный авторитет науки ("учеными доказано"), гипнотическая сила печатного слова ("это так, потому что об этом в газете писали") и телевизионного кадра ("я сам видел"), обилие всевозможных гуру и т.п.

Отсюда же - верования в НЛО, "разум, наблюдающий за нами", - контактеры, вступая с ним в контакт, публикуют "предупреждения человечеству", выдержанные в духе докладов Римского Клуба или манифестов аллармистов 70-х. Проекции коллективных ожиданий создают мини-реальности: НЛО фиксируются приборами, вал объективных свидетельств о них огромен, реален, и в то же время внутренне сновиденчески противоречив.

Другие "стадные" потребности психики - потребность в идеологической санкции на конфликт, в пресловутом "образе врага", - накладываясь на архетип "мудреца" порождают зловещее "мировое правительство". От веры в него в буквальном смысле зависит душевное здоровье многих людей, без этой веры их рассудок оказался бы висящим в пустоте, как сорвавшийся лифт.

Все это - лишь небольшие аспекты тотального кризиса реальности. В цивилизации, прочно зависимой от СМИ, единственная позитивная альтернатива образу мудреца во вне - это "мудрец внутри", то есть тот самый невовлеченный наблюдатель, который обнаруживает себя в каждом, практикующем сновиденческий сталкинг.

На этом частном примере видно, как та часть деятельности Мерлин-клуба, которую называют "мониторингом коллективного бессознательного", связана с предусмотренной в первом програмном документе тезисом о выработке методов опережающей коррекции негативных явлений и даже с конкретным, личным сновидческим опытом посетителей этого сайта. Конечно, для сновидца в его личном линеарном пути и "мониторинг", и "опережающая коррекция" не могут быть чем-то большим, нежели обычные человеческие игры, "контролируемая глупость". Констатация этого факта может так же шокировать посторонних, как шокировали Карлоса слова дона Хуана о его полном безразличии к своему "любимцу". Весь Мерлин-клуб как гуманитарный проект, аналитический центр "Мерлин", круглые столы и тотальные прогнозы - контролируемая глупость. Заниматься ею или нет - свободный выбор каждого.

Но только при прозрачности этой игры для ее участников Мерлин-клуб и становится реальным объектом, соответствующим образу невовлеченного мудреца в совершенно новой информационной среде.

4.X.98

Вернуться