ЦЕЛОСТНОСТЬ - сайт о развитии сознания, обретении гибкости и целостности существа

Сайт о развитии сознания, обретении гибкости и целостности существа   

Библиотека   


Взято с сайта Психологика

Мирослав Войнаровский

Алгоритм Юмора

Алгоритм Юмора 
 Предисловие 
 Постановка задачи 
 Фрейд 
 Основные определения 
 Виды смешного 
 Притворное смешное 
 Рефлекторное смешное 
 Радость 
 Аникс 
 Каламбур 
 Гротеск 
 Двусмысленность 
 Перевертыш 
 Ассоциации 
 Передвигание 
 Умолчание 
 Другие приемы 
 Юмор и сатира 
 Стеб 
 Садизм 
 Слон и Моська 
 Клоунада 
 Смешные детеныши 
 Смех над глупостью 
 Бунт 
 Запретный плод 
 Полет фантазии 
 Итоги 
 ZIP-файл (весь раздел) 

Предисловие

___Internet и юмор неразделимы. В условиях Сети ваши способы воздействия на собеседника весьма ограничены. Вы не можете ему угрожать, не имеете над ним никакой власти, у вас нет взаимных обязательств. В этих условиях смех и ирония становятся единственным эффективным средством воздействия. Остроты в Сети могут быть намного язвительнее и обиднее, чем в жизни. С другой стороны, хорошая незлая шутка способна разрядить накалившуюся обстановку или расположить к вам собеседника. В общем, умение придумывать смешное, оказывается в Сети очень важным - важнее, чем в обычной жизни.

___Первоначальный вариант был написан для виртуального клуба Берег Семи Воплощений и назывался "Ворчание старого хомяка. Про стеб". Там много ссылок на ситуации и лица, понятных только членам клуба. В "ворчании" в шутливой форме изложены юмористические приемы, которые я сам в жизни применял интуитивно, а потом смог осознать и сформулировать явно.

___Развлекательная форма несколько маскировала тот факт, что в "ворчании" была сделана попытка строгой научной формализации такого понятия, как юмор. Эта же форма маскировала и другой факт: формализация была в чем-то разумной, но в чем-то неудачной. Постепенно, я обнаруживал новые приемы и закономерности остроумия. Стало ясно: вырисовывается модель, к которой можно отнестись гораздо серьезнее. Серьезная модель несерьезности J

___В какой-то момент я увлекся психологией и услышал о том, что смех связан с процессами в подсознании и о том, что на эту тему существует книга у Фрейда. Но я сознательно избегал ее читать до того, как у меня получится достаточно хорошая модель.

___Разумеется, я напрашивался на то, что во многих отношениях изобрету велосипед. Зато я получил и несомненную выгоду: когда модель была готова, я мог применить книгу Фрейда для того, чтобы испытать ее на прочность. Я хотел проверить, насколько анализ Фрейда сходится с моей формальной моделью, не напутал ли я чего. Признаюсь, я был ошеломлен с первых строк. Посудите сами. Вот так звучала одна из замеченных мной закономерностей:

Юмор - это неожиданность, резко превращающаяся в понимание.

___А вот место из работы Фрейда, где он цитирует одного из своих предшественников:

Heymans (Zeitschr f. Psychologie. XI. 1896) показывает, как осуществляется эффект остроумия последовательной сменой непонимания и внезапного уяснения.

___Каково? И хотя позже мы покажем, что обе эти формулировки не годятся и нуждаются в серьезном уточнении, но для меня такое совпадение стало отрадным сигналом того, что я вступил на верный путь. Коль скоро такие древние зубры со мной согласны почти дословно. J Я постарался последовать хорошему примеру, наглядно продемонстрированному Фрейдом: не отбрасывать пренебрежительно старое, а развивать его и добавить свое новое. Я плохо отношусь к людям, которые ругают "ортодоксальную науку", постоянно путая слово "ортодоксальное" со словом "плохое", а слово "оригинальное" со словом "хорошее".

___Вы можете заметить, что теории, относящиеся к юмору, не исчерпываются одной лишь работой Фрейда, и следовало бы ознакомиться еще с той или другой монографией. На это справедливый упрек я могу ответить так. Во-первых, в своей работе Фрейд попытался подытожить мнения своих предшественников, так что фактически мы имеем дело с совокупным мнением науки того времени. Во-вторых, обратите внимание, что эта работа почти сто лет спустя является наиболее известной в данной области. В-третьих, занимаясь какой-то задачей, приходится рано или поздно прекращать этап сбора данных и, наконец, начинать делать что-то свое. А изучение всего, что имеет хоть какое-то отношение к теме, разумно только в том случае, если вы хотите, что называется, блистать эрудицией. То есть, способностью запоминать чужие идеи.